Интегральный коучинг как инструмент осуществления трансформационных изменений » Бизнес-образование
Бизнес-образование
MBA   Краткосрочное бизнес-образование    Консалтинг   Дистанционное обучение      

СТАТЬИ: Краткосрочное бизнес-образование
 

 

Интегральный коучинг как инструмент осуществления трансформационных изменений

 

В данной статье изложены основные положения, на которые опирается интегральный коучинг и основы методологии. Статья позволит вам составить представление об изменениях во взрослом человеке, какие они бывают и как происходят, а так же — в чем состоит помощь интегрального коуча своему клиенту на этом пути изменений.

Основные положения иллюстрированы реальными примерами из моей практики, но примеры эти представлены частично и, иногда, поверхностно, лишь для иллюстрации, так как объем статьи и ее цели не предполагают глубокого всеобъемлющего описания.

Несмотря на то, что сейчас все знают — что такое коучинг, думаю статью необходимо начинать именно с этого — с того, что в Петербургском Институте коучинга понимают под этим словом.

Итак, все просто: коучинг — сотрудничество коуча и клиента, направленное на достижение целей клиента, при этом заявленные цели превышают текущие возможности клиента и не достигаются через его привычные стратегии поведения.

То есть коучинг нужен в тех случаях, когда внешние обстоятельства и внутренний дискомфорт и неудовлетворенность подталкивают человека изменить его поведение, чтобы получить иные, новые результаты. И если человек не справляется с этим сам, он может быть готов принять помощь.

По сути своей коучинг имеет дело с изменениями: они должны начаться, устойчиво продолжаться и их нужно поддерживать в процессе воплощения в жизнь более полно реализованной, проявленной и свободной «версии» человека.

Цель этой статьи — познакомить вас с «внутренностями» интегрального коучинга, с его «корнями», с тем — за счет чего оказывается помощь в необходимых изменениях клиенту.

В этой статье не будет уделено внимания тому, КАК это происходит. Мы рассмотрим лишь ЧТО находится в фокусе внимания коуча, на какие важные мировоззренческие и методологические постулаты он опирается и, в соответствии с этим — каковы его намерения в работе с клиентом.

Итак, столпы, на которых стоит интегральный коучинг:

  • Изменения бывают трансляционные и трансформационные. Требуют разной работы.
  • Целостность, интегральность восприятия и влияния необходимое условие трансформации, а также обеспечивают максимальную возможную легкость и устойчивость на пути изменений
  • Объективизация внутренних аспектов человека делает возможным влияние на них
  • Включение и опора на существующий опыт и способности обеспечивает возможности для формирования нового
  • Учет зоны ближайшего развития обеспечивает устойчивость мотивации и позволяет найти наиболее подходящий для конкретного человека путь перехода к новому.
  • Вся методология строится на основе работ нескольких теоретиков и практиков в области развития систем в целом и человека в частности. Там, где будет прямая цитата — я буду делать ссылку. Но, в целом, методология — и наше прочтение классиков и современников, и то, как мы прикладываем полученные нами знания на текущую практику, и наши собственные разработки на основе опыта работы с клиентами и обучения коучингу.

    Итак, вот наши учителя:

    Кен Уилбер — современный философ, создатель теории интегрального развития («Интегральное видение», «Краткая история всего», «Интегральная психология»)

    Эрхард Вернер — создатель тренинга «ЭСТ», в системе которого впервые появляется индивидуальная помощь клиенту в проведении изменений здесь и сейчас через изменение фильтров восприятия и стратегий поведения (видео фильм http://smotri.com/video/view/?id=v1482105207f)

    Милтон Эриксон — совершенно уникальный консультант, умевший создавать парадоксальные упражнения, действия для клиента, приводящие к «сбою» устоявшихся внутренних связей и изменению стратегии поведения. Замечательно работал с метафорой, позволяющей человеку получать глубокие инсайты. (Хейвенс Р. А . «Мудрость Милтона Эриксона», Эриксон М. Г. «Мой голос останется с вами: Обучающие истории»).

    Карл Роджерс, Абрахам Маслоу — создатели гуманистического, клиент-центрированного подхода в психотерапии, при которой психотерапевт, вступающий в глубоко личностный контакт с пациентом, видит в нём не больного, а «клиента», берущего на себя ответственность за решение собственных проблем путём активизации творческого начала своего «Я». (например: Роджерс «Становление личностью», «Клиент-центрированная психотерапия»; Маслоу «Самоактуализированные люди — исследование психологического здоровья»).

    Роберто Ассаджиоли — создатель теории психосинтеза, на постулаты которой о множественности субличностей, их взаимодействии и необходимости синтеза во многом опираются известные коучи — Тимоти Голви, Джон Уитмор. (Ассаджиоли «Психосинтез»).

    Клер Грейвз, Дон Бек — создали систему уровней эволюции человека и сообществ и описали систему устойчивого соответствия условий жизни и мировоззрения человека («Спиральная динамика»).

    А так же необходимо отметить наших коллег в США и Канаде, занимающихся непосредственной разработкой методологии интегрального коучинга и применением его на практике, опыт которых дает нам возможность смотреть на свой опыт с другой точки зрения, анализировать его и развивать далее наш подход: Дана Кармэн, Джоанн Хант, Лаура Дивайн, Джесси Маккей.

    1.Развитие взрослого человека — трансляция и трансформация

    Кен Уилбер называет два вида изменений человека, их важно различать: «Человек состоит из нескольких компонентов: тела, ума и духа. Измерение ума — это измерение, из которого мы объясняем себе мир, измерение, в котором создаются смыслы и ценности; и оттуда же обычно происходит наша самоидентификация на относительном плане. Интересной особенностью ума является то, что он развивается, и в своем развитии проходит несколько стадий. На каждой стадии у нас различные нужды, различные движущие силы, различная структура ценностей — различное мировоззрение, если говорить в общем. Именно эти различия в мировоззрении долгое время изучаются западными психологами развития.
    Могу привести простой пример, его очень легко понять: это работы Жана Гебсера, первым описавшего уровни развития. Он назвал их так: архаический, магический, мифический, рациональный, плюралистический, интегральный.
    Так что одним из определений трансформации будет вертикальное движение через эти структуры, или уровни, развития сознания, когда мы наблюдаем подлинные изменения ценностей и мировоззрения, подлинное изменение того, как мир воспринимается, ощущается и переживается.»

    Трансляция — это движение внутри одного и того же уровня. Расширение, упрочение на том уровне, на котором вы сейчас находитесь. Например: Вы — HR-директор в компании среднего бизнеса, находящего на стадии «давай-давай» и Вы переходите на работу в другую компанию, которая крупнее, в другой отрасли, у Вас бОльшая зарплата, больше людей в подчинении, компания географически шире, но находится на той же стадии «Давай-давай» (по классификации Ицхака Адизеса) и, значит, существо задач у Вас примерно такое же как раньше. Ситуация потребует от Вас увеличения скорости принятия решений, удержания во внимании бОльшего числа объектов, но не изменения парадигмы мышления и логики действия.

    Но в жизни человека может наступить момент, когда он больше не хочет трансляции в пределах того уровня, на котором находится; когда он хочет и действительно нуждается в переходе к более высокому, более широкому, более глубокому уровню сознания, уровню сопереживания, уровню осознавания, уровню внимания, к иному мировоззрению в целом. Вот что такое трансформация.

    Пример: Вы — человек, работающий в Газпроме, цените принадлежность к своей компании, уважаете статусы и иерархию, придерживаетесь писаных и неписаных правил, действуете в интересах своей семьи, группы, коллектива, прежде всего. И вот наступает время, когда Вы перестаете чувствовать удовлетворенность от этого. Вы как бы переполнены этим образом жизни, Вам начинают «лезть в глаза» люди, ориентирующиеся на личные результаты, на свои желания, на свои таланты и их реализацию, на свой личный успех. Вы замечаете, что на рынке есть компании, в которых это поддерживается, в вашей семье зреют конфликты, связанные с противоречием интересов и желаний..... Коренное, трансформационное изменение замаячило впереди.

    Бывает и так, что внешняя среда, изменения условий жизни человека, изменения в системах, в которые он включен, требуют трансформации от него. И человек встает перед значимым выбором — менять себя или выходить из системы. Например, так бывает при слияниях и поглощениях, когда компании сильно отличаются по культуре; так бывает при переезде за границу; так бывает в условиях кризиса, как например, в 2008 году.

    Для коуча — работа с клиентом, нуждающихся в трансляционных изменениях будет отличаться от работы с человеком, нуждающимся в трансформационных изменениях. Так же важно помочь клиенту осознать какие изменения требуются ему на самом деле и каких затрат это требует.

    Трансформационные изменения занимают обычно не менее 9—12 месяцев, они потребуют действительно интегральной работы (об этом ниже). Трансляционные изменения могут быть осуществлены в срок от 3 месяцев.

    2. Интегральность, целостность как основа устойчивых изменений и необходимость для осуществления трансформационных изменений

    Человек — целостная система, включающая в себя как внутренние характеристики (мотивы, потребности, особенности характера, различные эмоционально-мыслительно-телесные комплексы, сформированные в ходе развития личности; мировоззрение и т. д.), так и внешние (физическое состояние и внешний вид, поведение и т. д.).

    Человек живет в социуме, он включен в ряд систем, в той или иной степени соответствует им функционально, выполняет определенные роли и в этих системах существуют какой-то общий менталитет, определенное качество отношений.

    Эти системы и эти отношения (семья, род, круг друзей, коллектив компании, город, государство и т. п.) оказывают влияние на человека, чаще всего поддерживая его текущий образ жизни, выраженный в его внутреннем содержании и поведении, можно даже сказать, что эти условия жизни определенным образом задают его. Кен Уилбер описывает эти четыре измерения, четыре аспекта как квадранты в интегральной модели (См. «Интегральное видение»).

    По сути, каждое событие в нашей жизни имеет как минимум отражение в четырех аспектах: внутренее индивидуальное, внешнее индивидуальное, внутреннее коллективное и внешнее коллективное. В жизни же чаще всего мы осознаем привычные (любимые) один-два аспекта, смотря как бы через призму определенного измерения. Особенно ярко это проявляется в стрессовых ситуациях. В большинстве случаев это никак не мешает нам жить и, даже, создает определенные, соответствующие нашему текущему образу жизни успехи.

    Например, человек, воспринимающий мир через призму «отношения» создает необычайно устойчивые связи с другими людьми, человек, воспринимающий прежде всего аспект «поведение» — успевает сделать чрезвычайно много и получать хорошие личные результаты.

    Но вот появляются какие-то задачи, которые не решаются привычными способами. И вот здесь обычные, типичные для этого человека фильтры восприятия не дают возможности увидеть иные перспективы, выйти за пределы, увидеть картину ясно и целостно во всех взаимосвязях и взаимозависимостях.

    Но это еще полдела — изменения, осуществляемые парциально, с уделением внимания привычным, замечаемым аспектам приводит к тому, что, во-первых, они крайне тяжелы, болезненны и энергозатратны, во-вторых, они не устойчивы.

    Именно тогда, когда задачи требуют изменения «образа жизни», присутствующего в теме клиента, требуют изменения стратегий восприятия и поведения, разного рода парциальные влияния (обучение, направленное на увеличение знаний и получение умений; изменения в структуре и/или бизнес-процессах в компании; смена партнера и т. п.) будут приносить лишь кратковременные эффекты и добавлять разочарования и ощущение усталости. Как говорит Уилбер — «отрежьте один квадрант и все остальные истекут кровью».

    Будучи обычными людьми, мы укоренены в своем текущем образе жизни, в своем способе мировосприятия, в использовании своих привычных фильтров. Наши автоматизмы позволяют нам в бесчисленном множестве ситуаций действовать быстро, не затрачивая энергии и достигая необходимых результатов. Но они же становятся препятствием на пути к изменениям.

    Поэтому мы нуждаемся в ком-то, кто поможет нам выйти за пределы своего восприятия, расширить спектр своего осознавания, перейти «края» в своем поведении, постепенно создавая новый опыт, в том, кто своим отношением создаст достаточно комфортную атмосферу для этого и своей верой поддержит и/ или бросит вызов нам, кто поможет найти и/или создать системы, которые, будут поддерживать изменения. Этот кто-то и есть коуч.

    Сложность состоит и в том, что у коуча, как у любого нормального человека, свои фильтры и «любимые» квадранты. И его профессионализм состоит и в том, чтобы осознавать это и уметь «включать» другие точки восприятия, и в том, чтобы «смотреть сверху», видя целостную картину. Это сложный навык, развивается годами специальных практик. Но о том, какими компетенциями должен обладать коуч и как они развиваются — разговор отдельный.


    Таким образом, признание и внимание получили все влияющие на тему элементы, ситуация приобрела максимальную ясность, хотя и радости клиенту это не добавило. Такого рода осознание похоже на признание, что в Питере часто идет дождь и резко меняется ветер и давление, так было всегда и так будет, как минимум на протяжении нашей жизни. И страдать по этому поводу бессмысленно, необходимо либо адаптироваться и обрести спокойствие, либо переехать.

    Как ни странно, каждый из нас на том или ином этапе жизни склонен жить иллюзиями по поводу возможных изменений, лежащих за пределами нас и через эти иллюзии мы смотрим на ситуацию, трактуя факты в пользу своего фильтра. В данном случае Петр постоянно питал себя надеждой, что надо просто людям объяснить, и они изменят свое поведение, игнорируя системные и культуральные элементы, поддерживающие определенное поведение сотрудников в компании.

    В этом и состоит помощь коуча — стать увеличивающим зеркалом, чтобы клиент мог ясно различить все детали, стать фонариком, освещающим темные углы истории.

    Возникающая ясность позволяет человеку принять действительно ответственное решение — что же на самом деле ему нужно, в чем действительная необходимость, в чем истинная цель.

    В данном случае клиент решил принять вызов ситуации и остаться в компании, при этом сохранить свою нацеленность на результативность и научиться выстраивать отношения с людьми с уважением к их мотивам, научиться учитывать разного рода неявные влияния и через это организовывать эффективные коммуникации.

    В следующей части статьи будут освещены еще три базовых положения:

  • Объективизация внутренних аспектов человека делает возможным влияние на них
  • Включение и опора на существующий опыт и способности обеспечивает возможности для формирования нового
  • Учет зоны ближайшего развития обеспечивает устойчивость мотивации и позволяет найти наиболее подходящий для конкретного человека путь перехода к новому
  •  

    Марина Данилова, управляющий партнер, Институт коучинга, Санкт-Петербург
    trainings.ru

     

     
     
     
     
       
     
     (голосов: 1)
    Комментарии (0)
     
     
       

     

     

     

     

    О проекте   Карта сайта    Контакты   Каталог       
     
        Реклама на BizEducation   Rambler's Top100