Коммуникационная компетенция – ключевая компетенция профессионального консультанта » Бизнес-образование
Бизнес-образование
MBA   Краткосрочное бизнес-образование    Консалтинг   Дистанционное обучение      

СТАТЬИ: Консалтинг
 

 

Коммуникационная компетенция – ключевая компетенция профессионального консультанта

 

Консультационная деятельность, в полном смысле этого слова, появилась вместе с рождением человека. Первыми консультантами были шаманы и другие заклинатели духов. Этот вид деятельности развивался и по линии развития института старейшин. Рядом с воинами, вождями, королями, тиранами и другими властителями человеческих сообществ всегда мелькали те, кто, пообщавшись то ли с иными мирами, то ли с самими собой, пророчествовали, предупреждали, объясняли и давали информацию и идеи, которые не могли быть получены иным путем. Как правило, это были мудрецы, интеллектуалы, с иным взглядом на мир, чем у обычных людей. В последние столетия функции консультирования расширились и совершили экспансию в другие сферы человеческой деятельности – торговлю, образование, искусство, бизнес и др.

Становление этой деятельности как профессии со всеми ее сложностями и проблемами очень ярко можно увидеть на примере великого древнегреческого философа Платона, который пытался консультировать современных ему правителей.*

Платон вырос в знатной, старинной семье с прочными аристократическими традициями. Он получил всестороннее образование, соответствующее тогдашним представлениям о совершенном человеке, соединявшем в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее нравственное благородство. Благополучная жизнь молодого человека закончилась после встречи с Сократом. Платон сжег все, что до этого сочинил, и вступил в новый период жизни. Немногие шли за Сократом – часто это были молодые люди из богатых и знатных семей, мечтавшие о быстрых и радикальных преобразованиях в обществе. Платон обрел, наконец, учителя, которому остался верен всю жизнь и которого прославил в своих сочинениях. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему так не хватало: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования.

После смерти Сократа Платон, тяжело перенесший кончину любимого учителя, отправился путешествовать по свету, набираясь мудрости у тех, кто хранил ее с древнейших времен, – познавая науки, философию, религию и нравы чужеземцев. Странствуя по разным странам и наблюдая их жизнь и законы, Платон утвердился в мысли, что избавить людей от зол могут только истинные и правильно мыслящие философы, занявшие государственные должности, или же государи, которые станут подлинными философами.

Закономерной в этом плане стала поездка в конце его странствий в Сицилию, в Сиракузы, где правил чрезвычайно жестокий тиран Дионисий Старший. Платон знал о страсти тирана к поэзии и решил провести в жизнь свою идею нравственного совершенствования правителя посредством философии. Он старался убедить тирана в том, что тираны беднее всех мужеством; в том, что цель властителя – «делать из своих

подданных хороших людей»; в том, что мало латать дыры в государстве, – надо изменить сами методы власти, и т. п.

Увы, благородный замысел тридцативосьмилетнего, уже испытанного жизнью философа, оказался иллюзией. Бедственное положение государства, правители которого погружены в роскошь, обжорство, пьянство и разврат, не прилагая ни к чему никаких усилий, было страшной правдой. Тщеславный и подозрительный Дионисий Старший, привыкший все сорок лет своей жизни никому не верить и в каждом подозревать врага, увидел в наставлениях всеми восхваляемого философа неприкрытое осуждение своей особы, тем более опасное для него, что придворные с интересом и неприкрытым злорадством слушали речи Платона. В результате Платон был продан в рабство, хотя, к счастью, купивший его, узнав знаменитого философа, тут же отпустил его на свободу.

Еще дважды, уже будучи глубоким стариком, поддаваясь на уговоры и мольбы близких ему людей и настойчивые приглашения нового правителя Сиракуз – Дионисия Младшего – Платон попытался совершить тот же подвиг, – уже с сыном Дионисия Старшего. Все происходило как будто по единому сценарию: пышный прием, демонстрация лояльности тирана к Платону и дружбы с ним, а затем резкое охлаждение и разрыв. Изменить природу жестокого, коварного, лицемерного, подозрительного правителя Платон, намеревавшийся убедить Дионисия Младшего в необходимости создания нового законодательства и нового государственного строя, не мог еще и в силу того, что существующий порядок устраивал большинство окружающих тирана подданных. Чудом избежав смерти, Платон вернулся в родную Академию. Размышления Платона о государстве, в котором все равны перед законом, – и правители, и граждане, – остались лишь благими упованиями. На практике никто из современных Платону законодателей не пошел по его пути.

Что же Платон делал не так? Почему его попытки передать «клиентам», безусловно, ценные и полезные мысли с железной закономерностью заканчивались полным провалом, вплоть до попыток лишения его свободы и жизни? Чего же не учитывал Платон, общаясь с правителями? Сегодня на эти вопросы можно было бы ответить так: Платон полностью игнорировал осознанные лишь сегодня требования к профессиональному построению процесса коммуникации консультанта с «клиентом». Он действовал как человек, владеющим набором истин (экспертным знанием), и не был озабочен восприятием, пониманием и принятием своих идей другими людьми. Этим грешат и современные экспертные консультанты, считающие, что они владеют абсолютной истиной в том или ином вопросе и что другие должны с радостью, восторгом и благодарностью принимать этот их бесценный дар. Что вовсе не так.

К сожалению, Платон не усвоил главной мудрости своего учителя Сократа. Сам Сократ говорил о себе, что, не имея собственной мудрости, он помогает другим людям находить истину, искусно ставя перед ними вопросы. Этот метод Сократ называл «майевтикой», что означало у него «искусство родовспоможения». Майевтика, фактически, была для Сократа методом организации коммуникации с акцентом не на вкладывание в сознание других своих идей (как это делают современные экспертные консультанты), а на помощь в порождении своих собственных идей другими людьми. Как гениальный Платон прошел мимо этой мудрой идеи Сократа, до сих пор остается загадкой.

Интеллектуалы и практики

Описанная выше история заставляет поставить вопрос следующего уровня: как вообще представители интеллектуального труда могут в процессе коммуникативного взаимодействия влиять на реальную жизнь людей? Ведь в этом и есть глубинный смысл их профессиональной деятельности. Для ответа на этот вопрос рассмотрим несколько сюжетов, которые, с одной стороны, позволят увидеть всю глубину и многогранность поставленной проблемы, с другой – позволят сделать попытку дать некоторые ответы.

Я неоднократно ранее описывал генезис становления опыта практиков и людей интеллектуального труда. Различия в процессах этого становления можно свести к нескольким пунктам:

• Практик обычно действует в квазиэкспериментальных ситуациях, в которых на свои решения и воздействия он постоянно получает от мира обратную связь, за счет чего имеет возможность формировать все более адекватное представление об этом мире. Представители интеллектуальных видов деятельности предпочитают эти «воздействия» оказывать на интеллектуальном же уровне, не получая при этом обратной связи от реального мира. В результате их представления о нем, как правило, неадекватны.

• Практик действует в соответствии со все более адекватными представлениями о мире все более эффективно. Интеллектуал замыкается в своих умозрительных мирах, и его практические действия в реальном мире со временем становятся все менее эффективными.

• В результате приобретенного опыта практик владеет реальным миром, а интеллектуал владеет миром виртуальным. Отсюда и все проблемные коллизии в их взаимодействии.

Один из самых эффективных путей выхода из описанных противоречий – построение так называемой третьей площадки, материалом для создания которой и становится опыт практиков и интеллектуалов. Именно здесь, на третьей площадке, в результате осознанно строящейся коммуникации происходит встреча мира идей и мира практики. Эта встреча – самое главное событие коммуникации интеллектуалов и практиков, которое предъявляет свои требования к участникам этих событий и к способам их взаимодействия.

Эти требования таковы:

• осознанность участия в этой коммуникации обеих сторон;

• добровольность участия в этой коммуникации;

• ориентация на будущий совместный результат.

В ходе такого коммуникационного взаимодействия происходит самое главное: взаимная адаптация мира идей и мира практики, а также появление третьего пространства, в котором органично сплавлены идеи и практика. Что нередко рождает принципиально новые миры с иными свойствами и более широкими возможностями.

Ничего этого не происходило в случае с Платоном и Дионисиями. В течение всех взаимодействий они оставались в своих пространствах, закрытых одно для другого. С точки зрения «клиентов» Платон пренебрежительно игнорировал их сильные стороны, подрывал их авторитет, унижал их достоинство, глумился над их властью, издевался над их личностями, намеревался причинить ущерб и разрушить их государство. Это были нормальные для двора смыслы и интерпретации. С точки зрения Платона он предлагал великие и справедливые идеи, настоящие человеческие ценности, наиболее высокие принципы управления государством с учетом общечеловеческих ценностей. Скорее всего, это были перенесенные в практическую ситуацию мир и атмосфера Академии Платона, также представлявшие собой замкнутое для мира практики пространство.

Человек , коммуницирующий с человеком

Но, наверное, эти проблемы возникают не только в коммуникации интеллектуалов и практиков. Эти две категории людей я выбрал как наиболее ярких носителей «замкнутых пространств». Становление представлений, опыта, способов мышления, формирования сознания у каждого человека единично и уникально, поскольку ход этих процессов определяется десятками тысяч факторов в каждом индивидуальном случае складывающихся в неповторимую мозаику. С этой точки зрения проблема коммуникационного взаимодействия – это проблема в той или иной степени касающаяся любых взаимодействий между любыми людьми. Сознание каждого человека представляет свой собственный индивидуальный микрокосм, создающий замкнутый мир. Большинство людей пытаются найти выход из этой проблемы, играя в «перетягивание каната», пытаясь перетащить других людей в свое пространство смыслов, навязать им свою логику, свое

видение, свои ценности как единственно и исключительно верные. В результате возникает сопротивление, отторжение, ответная агрессивная активность, отказ в признании мира этого человека, которые имеют своими последствиями разрывы, конфликты, взаимное уничтожение.

Все эти процессы происходят в актах коммуникационного взаимодействия. И, не разобравшись в механизмах коммуникации, невозможно разрешить эти коллизии.

Обычно под коммуникацией или коммуникационным взаимодействием понимают передачу некоторой информации от одного человека к другому и последующую за этим во времени обратную связь, – ответ адресата на полученную информацию. Я утверждаю, что подобного рода передача информации (или информационное воздействие) и получение ответа (ответное информационное воздействие) не является собственно взаимодействием. В лучшем случае это два разных воздействия, следующих во времени одно за другим. Для того чтобы проникнуть в суть взаимодействия я сделаю заход с другой стороны.


Коммуникация в системе «консультант консультант»

Вернемся к началу статьи и посмотрим, являются ли консультанты «сапожниками с сапогами». То есть как обстоит дело с организацией коммуникационного взаимодействия в среде самих консультантов. Ведь это их главная ключевая компетенция в профессиональной работе с клиентами.

Проблема коммуникации в консультационном сообществе давно стала одной из наиболее острых проблем, осознающейся лишь немногими. Консультационное сообщество я рассматриваю лишь как частный вид любого профессионального сообщества. Но здесь более драматично вырисовываются как проблемы коммуникации между интеллектуалами и практиками, так и проблемы, возникающие в коммуникации между людьми вообще.

Одной из наиболее выраженных специфических черт профессии консультантов является необходимость открытости ко всему новому, к клиентам и друг к другу. Тем не менее, когда встречаются представители разных консультационных школ, возникает такое впечатление, как будто бы они с разных планет. «Разнопланетность» обуславливается и разным «происхождением» консультантов: из исследователей, из разных дисциплин, из методологов, из практиков... На все это накладываются индивидуальные особенности менталитета каждого. И в результате получаются замкнутые пространства, самодостаточные миры, непересекающиеся реальности. Без коммуникационного взаимодействия эти пространства обедняются, становятся плоскими, теряют свою силу влиять на жизнь.

Одно из главных проявлений такой замкнутости – скептическое, критическое, негативное отношение к опыту, личностям и организованностям коллег по профессии. Причины такого отношения, – абсолютизация собственного опыта; неверие в большие способности и возможности других; недопущение мысли о том, что возможны люди и организованности, превышающие его по уровню развитости; неверие в действительную успешность других. А то и просто зависть. Вот почему профессиональное общение консультантов – главная, первичная, базовая задача, попыткой решить которую я занимаюсь в этой статье.

Подводя итоги всему вышесказанному, я хочу перечислить наиболее важные, на мой взгляд, идеи и принципы эффективного коммуникационного взаимодействия.

• Эффективное коммуникационное взаимодействие должно строиться осознанно и целесообразно как коммуникативная деятельность. В отличие от деятельности коммуникация обычно осуществляется как поведение. То есть поведенческие действия обычно имеют характер неосознанной, спонтанной и нецелеориентированной активности.

• Эффективное коммуникационное взаимодействие получается в случае открытости сознания и мышления участников к иному, признания права на существование иных интеллектуальных и жизненных миров. Для интеллектуальных профессий, в частности, открытость удобно трактовать как принципиальную ориентацию на полипарадигмальность.

• Для конструирования эффективного коммуникационного взаимодействия принципиальным условием является неформальность, неотчужденность, человекоориентированность действий сторон. Это – «коммуникация с человеческим лицом». Исключением могут быть ситуации, в которых стороны соглашаются с определенными регламентами, которые не препятствуют, а способствуют свободному волеизъявлению.

• Построению эффективной коммуникации способствуют позитивные ориентации сторон. Скептицизм, повышенная критичность, негативизм, агрессивность, враждебность, – все это, за редким исключением, препятствует эффективной коммуникации сторон, «закрывая» их миры для продуктивного взаимодействия.

• Для успеха в построении эффективной коммуникации консультантам необходимо развивать их главную профессиональную компетенцию – умение строить эффективное

коммуникационное взаимодействие. Никакое интеллектуальное и духовное развитие консультанта не принесет успеха без этой компетенции.

• Как показала практика, наиболее действенный метод построения эффективной коммуникации – метод «третьей площадки» (или «третьего пространства»). Сознательное, добровольное, совместное построение «третьей реальности», в которой бы отразились миры, реальности и позиции участников, – самый эффективный путь построения работающего коммуникационного взаимодействия.

Вывод

1 Я утверждаю, что ключевой компетенцией профессионального консультанта является коммуникационная компетенция: умение строить ситуацию коммуникации, конструировать процесс коммуникации, управлять коммуникацией и получать от любой коммуникации долговременный позитивный эффект. Без этой компетенции человек, претендующий на высокое звание Консультанта, нелеп, смешон и неуспешен.

2 Я утверждаю, что большинство консультантов, составляющих сообщество консультантов постсоветского пространства, лишены этой компетенции. Им ее заменяют: агрессивность, псевдонаучный жаргон, на котором они говорят, бытовая ползучая хитрость, умение заползать под кожу будущим клиентам и пользоваться их слабостями и фобиями, развесистая клюква болтовни, и чернушество.

3 Я утверждаю, что вылечиться от этой болезни можно при следующих условиях: – во-первых, признания правомерности вышеизложенного применительно к себе;

– во-вторых, умного отношения к собственной проблеме и понимания того, что от нее есть панацея;

– в-третьих, признания за действительными профессионалами в этой области права помочь страждущим.

* История эта описана в книге Лосева А.Ф. и Тахо-Годи А. А. Платон. Жизнеописание. – М., 1977.

 

Вячеслав Дудченко

 

 
 
 
 
   
 
 (голосов: 3)
Комментарии (0)
 
 
   

 

 

 

 


О проекте   Карта сайта    Контакты   Каталог       
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100