Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Основы логистики

 

Глобальное мышление

Юлия АНДРЕЕВА ответственный секретарь журнала «БОСС» JuliaVA@bizcom.ru
Источник: ec-logistics.ru

Развитие бизнеса и сопутствующее ему расширение спектра товаров и услуг
становится для многих фирм острой проблемой. Возросшим товарным потоком
необходимо эффективно управлять. А значит, компаниям придется налаживать
систему логистического менеджмента и брать на работу специалистов-логистиков.

Специалист по логистике должен обладать целым набором знаний, без которых не построишь даже элементарную систему распределения товаров. Его профессиональная деятельность основана на главном принципе: нужный товар необходимого качества в требуемом количестве должен быть доставлен в указанное время и место, причем с минимальными затратами.

Соблюсти же это «золотое правило» возможно лишь при условии качественного функционирования логистической системы, включа­ющей маркетинг, закупки, транспорт, производство, хранение, сбыт, финансы и т.д.

В России требования к менеджеру по логистике в большинстве случаев формируются толь -ко в процессе освоения фирмой логистических методов и их непосредственного применения в бизнесе. Однако на Западе уже давно сложились стандартные критерии соответствия этой должности.

С одной стороны, логистик должен быть техническим экспертом, с другой — специалистов по общим вопросам бизнеса.

В первом качестве менеджер обязан знать правила перевозки грузов на всех видах транс порта, тарифы и системы складирования грузов, системы закупок, а также уметь анализировать запасы и структуру производства в целом А в роли специалиста по общим вопросам он хорошо понимает отношения между функциями логистики и умеет связывать логистику с другими видами деятельности компании. Кроме того, такой менеджер должен представлять материальный поток не только в пределах собственного предприятия, но и вне его: от поставщика до порога потребителя. В функции логистика также входит анализ действий конкурентов и оценка потенциальных рынков. Иными словами, успеха в этой профессии добьется только тот, кто умеет мыслить глобально.

Существует два типа менеджеров по логистике. Первый управляет одним из видов функциональных действий логистической системы. Например, ведает закупкой или транспортировкой. Второй управляет сразу несколькими различными функциями и координирует их. В его задачи входит также решение конфликтов между подразделениями организации и работа с внешними компаниями, участвующими в логи­стическом процессе. Для такого специалиста одним из наиболее важных навыков является умение адаптироваться к изменениям в бизнес среде.

Специалисты считают, что каждому конкретно­му предприятию нужен свой, специально обученный менеджер по логистике, чей опыт соответствует требованиям и задачам, стоящим перед компанией. А при подборе и подготовке такого работника нужно исходить из специфики внедряемой на предприятии логистической системы.

Мнение профессионалов

До недавнего времени в России существовал особый тип логистиков, которые в своей деятельности опирались не столько на законы рынке, сколько на российский менталитет и отечественные традиции. Если на Западе логистик минимизирует затраты на растаможивание грузов формальным (законным) путем, то его российский коллега действует, опираясь прежде всего на неформальные отношения. Иными словами, заводит дружбу с начальником таможни.

Руководители многих компаний до сих пор предпочитают брать на работу логистиков-мужчин. Считается, что им намного проще найти общий язык с транспортниками и таможенниками. По той же причине на должность логистика до сих пор охотнее принимают бывших сотрудников таможни — они лучше знают ее -кухню», и оттого им проще решать проблемы фирмы.

Но все же появляются и более серьезные требования к кандидатам на эту должность, учитывающие западный опыт. Это и аналитические способности, и умение работать самостоятельно на благо фирмы, и «пробивные» способности, и нацеленность на результат. Важными качествами считаются также творческий подход к выработке решений, коммуникабельность, способность работать со специалистами других отделов.

Помимо этого, безусловно, требуется знание специальных дисциплин: основ перевозок, складирования и контроля запаса, планирования производства и таможенного законодательства. Но столь же важны и навыки неспециальные: умение аргументирование убеждать, внимательно слушать, правильно писать деловые письма, пользоваться разными видами связи. Пригодятся также умение планировать, влиять, мотивировать, организовывать, выбирать сотрудников и управлять ими.

Все эти разносторонние требования являются своего рода стандартом, который обязательно учитывается при оценке логистического менеджмента компании сторонними экспертами. Но сами работодатели нередко еще более ужесточают требования к кандидатам на должность логистика.

Например, в компании DHL претендент должен, в дополнение ко всему прочему, продемонстрировать глубокую подготовку в области практической психологии. Здесь считают, что решение стратегических задач, планирование на перспективу, предсказание спроса, выявление потребностей населения и необходимость быстрого и гибкого решения задач в постоянно меняющейся ситуации — все это предполагает отсутствие консервативности и стереотипности мышления, субъективности и излишней эффективности восприятия.

В перечне обязательных требований DHL фигурирует и знание иностранного языка. Переговоры с западными клиентами нередко носят конфиденциальный характер, потому участие в них переводчика не допускается.

Эксперты советуют учиться

Однако самые суровые требования к менеджерам по логистике предъявляют коллеги. В Координационном совете по логистике считают, что работающему в этой области специалисту необходимо знание множества дисциплин: математики, теории случайных процессов, факторного анализа, исследования операций, теории игр, управления запасами и методов моделирования и сетевого планирования.

Также необходимыми, с точки зрения совета, являются знания в сферах технической и экономической кибернетики, маркетинга, менеджмента, стратегического и оперативного планирования, ценообразования, управления персоналом, организации продаж, финансов, социальной психологии, экономики и организации транспорта, складского хозяйства, торговли.

Между тем сейчас далеко не каждый действующий логистик имеет представление о существовании всех этих наук. Поэтому, считают в Координационном совете, логистик должен получить как минимум экономическое образование, А еще лучше — профильное. Логистику как самостоятельный предмет преподают почти в 200 российских вузах уже с 1995 года, А ее отдельные теоретические положения изучаются в экономических вузах в комплексе экономических дисциплин. Однако загвоздка в том. что отечественный университеты собственно менеджеров по логистике не гото­вят — этот вид деятельности в России не сертифицирован и не признан как специальность Министерством образования.

Углубленное изучение логистики предлагается в таких институтах, как МГТУ имени Баумана, Государственный университет управления, Московский государственный автомобильно-дорожный институт, Российский химико-технологический университет имени Менделеева, Российская экономическая академия имени Плеханова. Кроме того существует целый ряд коммерческих школ, колледжей и академий, которые за небольшую плату в течение нескольких месяцев прочитают курс по логистике для всех желающих. Наибольшим авторитетом в этой нише пользуется программа обучения, проводимая при Координационном совете по логистике Она рассчитана на три месяца и предполагает изучение тридцати основных предметов, а преподавателями являются ведущие специалисты-теоретики и практики.

Тех же, кто считает себя логистиком де-факто, ожидают сложности с поиском работы. Им часто приходится «на пальцах» объяснять работодателю, кто такой логистик и зачем он нужен. Тем более что стоит подобный работник не менее 1,5 тыс. долл. в месяц. А с такой суммой могут смириться лишь крупные западные компании, работающие в России: они-то точно знают, зачем им нужен этот специалист. Например, в 2000 году благодаря логистике курьерская служба DHL заработала более 50 млн. долл. Небольшие российские компании до сих пор зачастую ищут логистика «одноразового пользования» — на одну “растаможку” или перевозку. И многие специалисты относятся к предложениям такого рода как к выгодное халтуре. При условии, разумеется, что у них есть постоянная хорошая работа. И все же можно надеяться, что со временем, когда в России увеличится производство, логистики станут самыми востребованными и высокооплачиваемыми специалистами.


Предложение авторам статей и книг

 

 

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100