Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Основы логистики

 

Нелогичные решения логистики

Источник: generalfreight.ru

О том, как получить наиболее качественный результат с минимальными затратами материальных, трудовых и финансовых ресурсов, наверняка задумывался каждый предприниматель. Но далеко не каждый может уверенно утверждать, что решением именно таких задач занимается логистика. В России у большинства этот термин ассоциируется с грузоперевозками, таможней и складской деятельностью. На самом деле, кроме перечисленных, логистика охватывает такие функциональные сферы как управление запасами, закупками, управление потоками ТМЦ в сфере производства, дистрибьюторской сети или сети магазинов. Цель одна - сокращение операционных издержек любыми способами без ущерба качеству. Специалисты выделяют организационную, технологическую, техническую и информационную составляющие системы эффективного товародвижения, что позволяет ранжировать проблемы, существующие в цепи поставок и добиваться совершенствования операционной деятельности наиболее рациональным способом.

От умелого применения методологии логистики на предприятии зависит уровень вполне ощутимого экономического эффекта. О разновидностях логистических подходов к оптимизации товародвижения и операционной деятельности нам рассказывает Александр Портнов - директор консалтинговой компании "A DAN DZO", специализирующейся на внедрении эффективных логистических решений на производственных и торговых предприятиях.

Термин "логистика" в России вошел в обиход во второй половине 90-х годов прошлого века, и хотя прошло уже много лет, его значение до сих пор понимают по разному. Как правило, подразумевают только оптимизацию грузоперевозок и складской деятельности. В последнее время, наиболее продвинутые специалисты-практики уже включают в сферу компетенции логистики управление закупками, запасами, системой производства и сбыта. Но с практической точки зрения под логистикой полезно понимать набор эффективных методик по управлению товаропотоками от поставщика до конечного потребителя через координацию деятельности взаимодействующих подразделений предприятия (либо разных предприятий в цепи поставок), с целью максимального удовлетворения спроса при минимальных расходах и высоком качестве товаров и сервиса. Такое понимание позволяет увидеть цель и точки приложения усилий для совершенствования управления товародвижением.

По опыту реализованных проектов с ведущими компаниями России, работающих в мебельной, пищевой, металлургической, химической, фармацевтической и даже нефтегазодобывающией отраслях основные проблемы системы управления товаропотоками сосредотачиваются именно на уровне взаимодействия отдельных служб, ведь именно здесь принимаются многочисленные правильные/неправильные решения о направлении, динамике и составе товаропотока. Когда деятельность взаимодействующих подразделений синхронизированы по времени и результатам - можно сказать, что логистическая система цепочки поставок настроена и работает правильно. Однако еще нельзя сказать, что оптимально. Кроме синхронности взаимодействия подразделений необходимо быть уверенным, что на каждом этапе обработки товаропотока принимаются верные решения по поддержанию уровня ресурсов на минимально-достаточном уровне в зависимости от меняющегося спроса. В первую очередь это касается уровня запасов сырья, материалов, комплектующих, незавершенного производства, полуфабрикатов, а также готовой продукции. "Запасы" транспорта и складских площадей также очень важны, хотя очевидно связаны уровнем запасов ТМЦ. Таким образом, в логистике нет ничего сложного - нужно наладить эффективную координацию деятельности своей и сопряженных компаний и наладить механизмы принятия правильных решений по поддержанию на должном уровне необходимых ресурсов в зависимости от меняющегося спроса. Но возникает первый и важный вопрос: "С чего начать?".

По ходу реализации проектов по повышению эффективности товаропроводящих цепей, мы разработали методику экспресс-диагностики предприятий на предмет эффективности логистики: выявили перечень типовых проблем, которые существуют, как правило, на предприятиях с российским менеджментом и линейным персоналом. Этот перечень типовых проблем постоянно пополняется, зависит от отрасли и размеров предприятия. Когда мы начинаем проект нам остается лишь подтвердить или опровергнуть наличие проблем с помощью интервью по определенной схеме со специалистами разного уровня управления. Существует также методика ранжирования проблем, применяя которую можно разработать план первоочередных мероприятий по выводу системы логистики предприятия на новый качественный уровень.

Большинство проблем, с которыми сталкиваются предприятия, подразделяются на четыре типа: организационные (неправильное распределение функций, полномочий, отсутствие мотивации работников, распределения зон ответственности); технологические (последовательность и методывыполнения операций на различных этапах); информационные (коммуникационный обмен между подразделениями и отдельными специалистами, автоматизация обработки информации); технические (наличие и степень изношенности и морального устаревания технических ресурсов: транспортной и погрузочной техники, зданий и сооружений и др.). После анализа и ранжирования проблем необходимо приступить к разработке мероприятий по их устранению.

Разрабатываемые организационно-технологические мероприятия также подразделяются на 4 типа: обязательные (решать безотлагательно), желательные (можно решать с отсрочкой), "имиджевые" (не требуют обязательной реализации), "быстрая победа" (не требуют серьезных финансовых инвестиций и существенных сроков реализации). Особое внимание необходимо уделять последнему типу мероприятий. Они выявляются еще на этапе диагностики и можно сразу приступать к их реализации. Как правило, мероприятия типа "быстрая победа" лежат в области организационных мероприятий: построение системы мотивации персонала, ликвидация лишних операций и ненужных отделов, упрощение и совершенствование последовательности выполнения трудовых операций, объединение трудовых заданий (например, обучить водителя стропальному делу и совместить таким образом две профессии) и т.д. За сравнительно короткий срок можно получить существенный экономический эффект. Главное видеть, как результаты данных мероприятий впишутся в новые контуры системы логистики предприятия, чтобы не допустить противоречий, и соответственно потерь эффективности.

Чтобы понять, насколько действенны внедряемые логистические решения, нужно продумать и внедрить систему ключевых показателей эффективности (КПЭ), которые бы комплексно характеризовали систему логистики предприятия в целом: качество и уровень сервиса, эффективность управления запасами, транспортом, складами.

В качестве показателя операционной эффективности может выступать грузооборот склада на квадратный метр или на одного работника; количество транспортных расходов в денежном эквиваленте на тонно-километр перемещенного груза; оборачиваемость запасов; доля запасов в оборотных активах и т.д. В качестве показателей уровня сервиса могут быть использованы количество претензий на количество выполненных запасов; уровень удовлетворения спроса (отношение количества отгруженной продукции к количеству заказанной) и др. Правильно построенная система КПЭ показывает уровень логистики предприятия в целом. При реализации мероприятий какие-то показатели могут улучшаться, какие-то ухудшаться, но в целом ситуация должна улучшаться.

Можно определять целевые показатели и думать каким образом их достигнуть. Можно сравнивать показатели своего предприятия с наилучшими достижениями лидеров отрасли. Система КПЭ должна быть связана со стратегическими целями компании и системой мотивации. Таким образом, развитие компании становится более осознанным, управление более прозрачным, а это существенно влияет на эффективность бизнеса.

Есть другая крайность в понимании логистики, некоторые считают, что в логистику входит вся деятельность предприятия. Я бы не стал так утверждать. Все же в логистику входит все, что касается в первую очередь обработки товаров и сопутствующей информации по мере продвижения от поставщиков до потребителей. Я бы не стал включать в логистику маркетинг и прогнозирование спроса, управление финансами предприятия и кадрами, бухгалтерию и безопасность (хотя в любой из этих сфер можно применить с успехом принципы логистического управления). Но такое разделение не значит, что можно забыть о необходимости координировать деятельность всех подразделений предприятия, т.к. деятельность сопряженных подразделений существенно влияет на эффективность товародвижения: очень дорого обходится ошибочный прогноз спроса; производство рискует остаться без сырья, если вовремя не резервируются финансы для оплаты поставщикам; серьезные проблемы, если на предприятии большая текучесть персонала и т.д.

Можно расставить приоритеты по уровню значимости сфер логистики для предприятия (по убыванию): 1) Управление запасами; 2) Управление складским хозяйством, 3) Управление транспортом.

- КАКОЙ СОВЕТ МОЖНО ДАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, НАПРИМЕР, САМОЙ БОЛЬШОЙ СФЕРЫ - ТОРГОВЛИ, ПО ВНЕДРЕНИЮ ЛОГИСТИКИ?

Нужно помнить, что идеальной системы функциональной логистики, которую можно было бы взять за образец, и использовать на всех предприятиях без разбора, не существует. Логистика  - это наука компромиссов, и каждое управленческое решение обязательно отразится на всей цепочке доставки товара, у каждого предприятия по своему, т.к. нет абсолютно одинаковых компаний. Это все равно, что ответственный врач не может рекомендовать абсолютно одинаковую схему лечения для больных, только лишь потому, что у того и другого болит голова и одинаково высокая температура.

Кроме того, не может быть так, что улучшив одну сферу логистики, получишь положительный результат для всей системы. Результат может быть и обратным: например, сокращая расходы на запасы, обязательно возрастут транспортные расходы и возрастет риск потери клиентов, которые не дополучат товар, и обратно - стремясь любой ценой экономить на транспорте, мы снижаем надежность поставок, что влияет на требуемый уровень страховых запасов, чтобы сохранить на прежнем уровне уровень удовлетворения спроса. Поэтому, прежде чем приступать к реформированию той или иной составляющей логистики, необходимо детально понимать их взаимосвязи, чтобы реализуемые управленческие решения в целом не ухудшили ситуацию.

Например, некоторые предлагают клиентам прямой доступ (on-line) через компьютерную сеть к остаткам на своих складах, где можно увидеть реальное количество хранимой продукции и не заказывать сверх возможного. С одной стороны, это облегчает взаимодействие между клиентом и поставщиком, а с другой абсолютно неэффективно, потому что предприятия теряют важную информацию о реальных потребностях заказчиков, и соответственно не могут своевременно скорректировать свою деятельность.

Поэтому я считаю более продуктивна система, когда заказчик указывает количество необходимой ему продукции по прайс-листу, размещает заказ с помощью информационной системы удаленного доступа, а предприятие старается исполнить заказ. При такой системе поставщик может ежедневно отслеживать, насколько эффективно работает его компания, и не заблуждаться по поводу достигнутого высокого уровня удовлетворения спроса.

Крупные компании закладывают в расходы консалтинговые проекты, потому что постоянно ставят себе задачи по снижению расходов и улучшению системы логистики. Метро, Ашан, Икея  - стали крупными предприятиями не в последнюю очередь потому, что разработали в области логистики ноу-хау. Их стратегии рыночного развития обеспечены детально проработанной эффективной стратегией логистической составляющей бизнеса, как следствие нужный товар всегда там, где должен быть, в нужное время и требуемого качества.

- В КАКОЙ ОБЛАСТИ У ПРЕДПРИЯТИЙ ЧАЩЕ ВСЕГО ВСТРЕЧАЮТСЯ НЕДОРАБОТКИ?

- Как правило, предприятия меньше всего обращают внимание на управление запасами, хотя именно с оптимизации этой сферы прежде всего желательно начинать. Дело в том, что следствием неправильного управления запасами при положительной динамике развития бизнеса является непропорциональный рост потребности в складских площадях. Поэтому, в первую очередь предприятия ощущают на себе проблемы именно со складом. В настоящее время в Москве большаяая нехватка складских помещений. Предприятия в постоянном поиске решения складских проблем, вместо того, чтобы обратить внимание на методы управления запасами. Чем больше запасов, тем больше потребностей в складских площадях, больше "замороженных" финансовых средств, больше хищений ипорчи товаров, рисков потерять их при пожаре  - а как следствие, расходов на страхование, расходов на обслуживающий персонал, инвентаризацию и т.д.

- КАКОЙ ЭФФЕКТ В ДЕНЕЖНОМ ЭКВИВАЛЕНТЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ОТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ?

- В России наибольший потенциал имеет область управления запасами. Внедрение логистических методов в этой сфере по среднестатистическим данным позволяет сэкономить до 30% от текущего уровня затрат, связанных с поддержанием запасов на нужном уровне. Внедрение системы управления запасами на одном мебельном предприятии позволило получить экономию за первый годэксплуатации 2 миллиона долларов при обороте в 40 миллионов. Это значительный эффект.

Кстати, об управлении закупками и запасами: некоторые считают, что это одно и тоже, потому что закупщики сами определяют размеры партии закупки, но практика показывает, что понятие закупок и управления запасами следует разделять и рассматривать в системе логистики как отдельные составляющие. Есть закупщики - специалисты, разбирающиеся в рынке поставщиков, их индивидуальных особенностях и ценах, а есть специалисты, которые стремятся оптимизировать уровень запасов без ущерба спросу (здесь больше работы со статистикой).

Это совершенно разные специализации, и у каждой из них свои профессиональные особенности: если закупщик/продавец) заинтересован хранить как можно больше продукции, чтобы в любой момент удовлетворить запрос производства/клиента на любую партию любой номенклатуры, то специалист по управлению запасами знает, что чем больше запасов у предприятия, тем больше затраты оно несет. Однако если грамотно выстроить систему мотивации, то все же можно попробовать объединить функции управления запасами и закупки/продажи под одним работником, н-р, привязать зарплату данного специалиста к показателю оборачиваемости и уровню удовлетворения спроса. Но хочу заметить, данное решение эффективно далеко не для всякого предприятия.

Уровень запасов тесно связан с уровнем удовлетворения спроса, поэтому нельзя говорить просто о сокращении запасов, но обязательно только в связке с обозначенным целевым уровнем удовлетворения спроса. Средний уровень удовлетворения спроса на российских торговых предприятиях колеблется в пределах от 60% до 85% (т.е. из заказанных 100 позиций прайс-листа отгружается 60-85 позиций). Это достаточно низкий уровень. Реально достижимым является уровень 95%. 100% уровень практически недостижим, это связано с большими сопутствующими издержками, что делает предприятие неконкурентноспособным.

Внедрение складской оптимизации дает до 15% экономии от текущего уровня затрат, в первую очередь за счет оптимизации технологических процессов: от приемки до размещения товаров, алгоритмов внутренних перемещений и процедур уплотнения склада, сокращения затрат на подборку товара по заказам, сокращения простоя и непроизводительной работы складских ресурсов и т.п. В настоящее время наибольшее количество обращений к нам именно по складской тематике. Реализуя проекты по оптимизации складской деятельности мы неизбежно сталкиваемся с проблемой неграмотного управления запасами. Как правило, запасы избыточны по невостребованной номенклатуре, а то что нужно рынку не хватает. Но ведь одна из главных статей сокращения складских затрат связана со снижением потребностей в складских площадях, что непосредственно связанно с уровнем запасов.

Логистика управления транспортом позволяет сэкономить до 9% за счет оптимизации маршрутов движения и загрузки транспорта, повышению коэффициента по его использованию, повышения мотивации водителей работать только на компанию, а не делать "левые" рейсы и "сливать" бензин.

- ВО СКОЛЬКО ОБОЙДЕТСЯ ВНЕДРЕНИЕ ЛОГИСТИКИ?

Малые предприятия могут пробовать наладить у себя логистику, но стоит признать, что внедрение логистики специально приглашенными со стороны профессионалами (консультантами) им, как правило, не по карману, и возможно только методом собственных проб и ошибок. Поэтому важно постоянно развивать персонал, обучать и тренировать. Можно объединяться и привлекать внешних специалистов в складчину, делиться опытом. Необходимо заметить, что 90% обучающих программ по логистике, представленных сегодня на рынке, это простое повторение книжных истин, а между теоретической истиной и возможностью ее реального воплощения лежит пропасть, предпринимателям в любом случае придется самим додумывать некоторые шаги, учитывая особенности своих предприятий. Поэтому важно решить, где и чему обучаться.

Наиболее показательный пример в расхождении теории и практики - реальный случай, когда одно предприятие попробовало разработать информационную систему, которая бы выдавала оптимальный график развоза продукции с 3-х производственных площадок по 7-ми оптовым складам. Программисты, владеющие методами оптимизации и поверхностно познакомившись с логистикой, написали такую программу, и она действительно оптимизировала маршруты с учетом удаленности и текущей загруженности складов, скорости движения в дневное и ночное время, объемов производства, характеристик товара и транспорта, но иногда ее советы выглядели более чем странно: в некоторых случаях она рекомендовала загрузить всего по 2 ящика продукции, хотя на практике ни один логистик не отправит недозагруженный фургон при наличии товара готового к отправке на производстве - догрузит с учетом прогнозируемого спроса будущего периода.

То есть, теоретические факторы, которые учитывала программа, на практике оказались не применимы, потому что не учитывали всех нюансов практики.

По моим наблюдениям, первый пик интереса к логистике наблюдался с 1998 по 2000 год, но потом вдруг пошел на спад. Причина в том, что первыми логистическим консалтингом занялись преподаватели, которые детально изучили западную литературу по данной теме, но не имея практического опыта, плохо представляли, что такое реальная логистика в России, что конечно же привело к обманутым ожиданиям заказчиков консалтинговых услуг. В настоящее время наблюдается вторая волна интереса к логистическим методам ведения бизнеса, это связано с большим количеством успешных проектов в области логистики, а также существенным ростом конкуренции на различных рынках. Теперь, чтобы поддерживать заданную норму прибыли необходимо сокращать издержки, в этом смысле логистические методы как нельзя востребованы.

- ДЛЯ КАКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛОГИСТИКА АКТУАЛЬНА?

- Как правило, уровнем логистического обеспечения интересуются предприятия, у которых уже поставлен маркетинг, наблюдается стабильный рост продаж и непропорциональный рост издержек. Это касается любой отрасли производства и торговли. Именно в этот момент применение логистических методов позволяет существенно увеличить рентабельность бизнеса и в целом капитализацию компании. Внутренняя организованность должна опережать масштабы бизнеса, иначе неизбежны очень серьезные потери капитала. Опыт показывает, что гораздо дешевле инвестировать в развитие персонала в области логистики и на реализацию проектов по повышению эффективности операционной деятельности, чем вкладывать деньги на латание дыр и расхлебывание последствий серьезных ошибок. Как говориться всегда есть деньги на устранение последствий ошибок, но их никогда нет на предупреждение ошибок. Наверное, поэтому лишь малый процент мелких предприятий становится средними, а потом и крупными. Над этим стоит подумать.


Предложение авторам статей и книг

 

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100