Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Основы логистики

 

Служба логистики, как важная часть обеспечения стратегии материалообеспечения

Кондрашов С. В.
Источник: cfin.ru

Для каждого промышленного предприятия в зависимости от конкретных характеристик можно определить целесообразный уровень участия логистиков в принятии решений по материалообеспечению предприятия и его производственных структур.

Высокая стоимость используемых материальных ресурсов, широкая их номенклатура, большое число возможных поставщиков обусловливают привлечение логистических менеджеров к выработке стратегии материалообеспечения предприятия. При выборе вариантов стратегии специалисты-логистики способны рассчитать их эффективность с учетом временных и финансовых затрат на перемещение и хранение материальных ресурсов. Например, эффект от рационализации затрат на транспортировку и хранение может обусловить выбор поставщика, предлагающего материальные ресурсы по более высокой цене, но расположенного на удобных транспортных путях и принимающего на себя обязательства отгружать материальные ресурсы партиями в сроки и размерами, синхронизированными с производственным циклом предприятия-закупщика. Рассмотрение всех возможных вариантов материалообеспечения с учетом транспортных расходов и затрат на хранение материальных ресурсов позволит оптимизировать совокупные материальные затраты предприятия.

В соответствии с видами логистики могут быть названы структурные подразделения службы логистики предприятия. Подразделение, организующее доставку материальных ресурсов на предприятие, их погрузку-разгрузку, определяющее норму запаса материальных ресурсов, может именоваться подразделением закупочной логистики. Подразделение, курирующее перемещение и запасы сырья, материалов, полуфабрикатов в процессе производства, получает название подразделения производственной логистики. Наконец, подразделение, обеспечивающее движение готовой продукции к покупателям и регулирующее норму запаса готовых изделий на предприятии, может быть названо подразделением распределительной логистики.

Исходя из условий внешней и внутренней среды возможны различные модели организационного оформления логистики промышленного предприятия.

Применительно к материалоемкому производству предлагаются следующие варианты построения закупочной и производственной логистических структур на промышленном предприятии.

Если предприятие использует широкую номенклатуру материалов, развивает кооперационные связи с другими хозяйствующими субъектами, имеет дочерние фирмы, поставляющие ему комплектующие, то целесообразно иметь подразделения закупочной и производственной логистики в рамках структуры менеджмента материальных ресурсов или в составе специальной логистической службы.

Создание структурно обособленной службы логистики.

Цель такого обособления - оптимизация транспортно-складских затрат предприятия при движении материальных ресурсов от поставщиков до предприятия, внутри последнего, и готовой продукции - к покупателям. Структурно обособленная служба логистики позволит сконцентрировать в одних руках усилия предприятия по рационализации величины запасов сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, необходимых для эффективного функционирования промышленного предприятия.

В случае создания структурно обособленной службы логистики возникает проблема увязки и координации деятельности подразделения логистики со структурами менеджмента материальных ресурсов, производственного менеджмента и управления маркетинговым комплексом. В качестве варианта организационного построения взаимодействия между названными службами может быть использована матричная структура управления ими.

Если материальные затраты у промышленного предприятия весьма велики, а номенклатура потребляемых материальных ресурсов достаточно узкая, или наибольший удельный вес затрат приходится на ограниченный несколькими наименованиями или типоразмерами круг сырья и материалов, то промышленное предприятие вместо подразделения закупочной логистики может иметь специалиста по этому направлению в одной из структур менеджмента материальных ресурсов. На начальном этапе при заключении договоров с поставщиками задачей логистика будет организация материалопотока от поставщика до предприятия, а внутри последнего - между подразделениями и рабочими местами. Для выполнения этих работ менеджмент материальных ресурсов может направить ему в помощь дополнительный персонал.

Затем, когда материалопоток выведен на оптимальные параметры, потребность в дополнительном персонале отпадает. Главной задачей логистика становится отслеживание изменений во внешней и внутренней среде предприятия и корректировка в соответствии с ними материалопотока и величины запасов материальных ресурсов на предприятии.

Выделение логистической составляющей в менеджменте материальных ресурсов создает благоприятные условия для использования на промышленных предприятиях экономико-математических методов и моделей оптимизации транспортных расходов, размеров запасов в процессе материалообеспечения производства.

Вместе с тем, в условиях централизованно-планируемой экономики промышленные предприятия не были заинтересованы во внедрении предлагаемых экономико-математических методов и моделей для рационализации материально-технического обеспечения производства. Как показывает анализ практики машиностроительных предприятий Саратовской области, их службы материально-технического обеспечения никак не использовали в своей работе потенциал и возможности созданных на предприятиях информационно-вычислительных центров.

В условиях обострявшейся проблемы сбыта и нарастающей конкуренции со стороны не только отечественных, но и зарубежных производителей, роста транспортных тарифов, промышленные предприятия могут существенно повысить свою конкурентоспособность, если логистический менеджмент освоит экономико-математические методы оптимизации производственного цикла, объемов запасов сырья, материалов и полуфабрикатов, транспортных расходов.

При наличии специалистов по экономико-математическим методам и компьютерного оснащения логистический менеджмент способен найти применительно к конкретным внешним и внутренним условиям оптимальные соотношения между графиком поставки, транспортными расходами и затратами на формирование и поддержание запасов материальных ресурсов на промышленном предприятии. Появляется возможность синхронизировать материалообеспечение и производственное материалопотребление с целью рационализации производственного цикла предприятия.

В результате повысится конкурентоспособность предприятия за счет снижения издержек и более быстрого выполнения заказов клиентов. Реализация указанных конкурентных преимуществ во многом зависит от организационного оформления логистической составляющей менеджмента материальных ресурсов. Функциональный подход к построению логистического менеджмента в системе управления материальными ресурсами предполагает выделение двух логистических подсистем: первая организует транспортировку материальных ресурсов до предприятия, между его подразделениями и внутри них; вторая управляет запасами и хранением материальных ресурсов на предприятии).

Эти структуры призваны согласовать ключевые параметры по объемам и частоте поставок партий материальных ресурсов, величине их запасов и организации хранения с целью принятия решений, оптимизирующих не отдельные компоненты материалообеспечения предприятия, а процесс в целом.

Обобщая изложенное, можно констатировать, что логистическая составляющая менеджмента материальных ресурсов создает условия для реализации концепции закупочного маркетинга в сфере транспортировки, хранения и запасов материальных ресурсов для предприятия.

 

 

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100