Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Производственная логистика

 

Планирование объема производства на основе прогнозирования спроса

Л. К. Сиротина
Источник: textile-press.ru

Под результатом оптимизации товарного ассортимента понимается такой вариант выпуска продукции, характеризующийся структурой, объемом производства и уровнем цен, который обеспечит достижение поставленной перед предприятием цели — получение максимальной прибыли от реализации продукции и поддержание имиджа фирмы, обеспечивающих основу для сохранения эффективности финансово-хозяйственной деятельности в долгосрочной перспективе.

Предлагаемая методика планирования производственной программы на основе оптимизационных процедур позволяет достигать результатов, соответствующих целям краткосрочного характера: анализ ассортиментных позиций с точки зрения их безубыточности, а также максимизация прибыли с точки зрения их влияния на показатели производственной и сбытовой деятельности. Вместе с тем результаты реализации методики позволяют осуществлять эффективные управленческие действия, направленные на достижения стратегических задач предприятия.

Существует ряд методов, с помощью которых решается задача оптимизации объемов производства. Но поскольку объем производства, цена на продукцию и затраты на ее производство находятся в функциональной зависимости друг от друга, а получение максимальной прибыли возможно при определенных сочетаниях между этими величинами, то при решении данной задачи необходимо учитывать предполагаемые величины предельного дохода и предельных издержек. Следовательно, в качестве требуемой оптимизационной процедуры необходимо использовать предельный анализ, главным критерием которого является равенство предельных доходов и предельных издержек.

Достоинством данного выбора является и то, что используемые в нем средства являются полезными для определения допустимых значений объемов производства. Методика апробирована при изучении спроса на модели женского демисезонного пальто (ЗАО «Большевичка», г. Санкт-Петербург). Поскольку ни анализ отдельно взятой модели одежды, ни изучение ассортимента в целом не дают исчерпывающей информации о ситуации, сложившейся вокруг соответствующего стилевого решения в одежде, то оптимальным объектом исследований уровня спроса и планирования объемов производства и продаж являются группы моделей, сформированные с учетом требований однородности по покупательским предпочтениям и технологическим признакам.

В качестве критериев группировки предлагается использовать конструктивно-технологические (показатель конструктивной однородности, уровень технологичности и технологической однородности) и технико-экономические показатели, рассматриваемые с точки зрения себестоимости моделей (расход сырья, материалов, трудоемкость изготовления).

Используя указанные критерии, из 77 моделей женских демисезонных пальто, производимых в условиях ЗАО «Большевичка» в течение 1999–2001 гг., сформировано 6 ассортиментных групп, каждая из которых соответствует тому или иному стилевому решению за счет набора определенных конструктивных особенностей (силуэт, покрой рукава, воротник и др.). Причем внутри группы модели являются переходящими из коллекции в коллекцию, что в дальнейшем позволило сформировать «горизонтальные» временные ряды, используемые для прогнозирования объема продаж (спроса) в натуральном выражении.

На этапе выбора метода прогнозирования спроса сформулировано семь критериев, по которым выбран метод экспоненциального сглаживания. В дальнейшем для определения объема производства полученные результаты используются за вычетом остатков изделий прошлых коллекций (как результат ранее принятых управленческих решений) и без учета страхового запаса швейных изделий (функцию которого могут выполнять остатки прошлых коллекций в виду консерватизма в предпочтениях значительной части потребителей). Важно отметить, что для повышения достоверности результатов прогнозирование продаж следует осуществлять по нескольким временным рядам, особенно если речь идет о розничной (конечному потребителю) и оптовой торговле (с последующей реализацией). Результаты прогнозирования спроса (общего и без остатков) на пальто трех первых групп в ассортименте со стороны розничных потребителей на полугодовой период представлены в табл. 1.

Для прогнозирования же показателей издержек и цен для проведения предельного анализа предлагается использовать метод, заключающийся в индексировании цен и статей себестоимости, имевших место в месяце, предшествующем анализируемому периоду, прогнозируемыми темпами инфляции.

Классическим методом, который описывает взаимосвязи цен, суммарных издержек и объема реализации изделий является регрессионный анализ с использованием следующих статистик подбора: коэффициента корреляции (r), коэффициента детерминации (R2,%) и доверительной вероятности (P-value,%). Получены следующие функции зависимости между ценами (Р) и суммарными издержками производства и реализации (С) от прогнозных объемов реализации (Q) в разрезе ассортиментных групп:

Далее, согласно алгоритму предельного анализа, определены оптимальные значения объемов производства, т. е. такие величины, при которых прибыль от их производства и реализации принимает максимальное значение, а убытки — минимальное. После этого, подставив найденное значение в функцию цены, определили оптимальную цену. На основе подобранных функций зависимостей цен и издержек от объемов прогнозной реализации, найдя первые производные функций дохода и издержек, были определены величины оптимальных, с точки зрения максимизации прибыли, объемов производства на тот же прогнозируемый период времени (табл. 1).

Анализ показал, что значения прогнозных объемов продаж, очищенных от нереализованных остатков предыдущих коллекций, не равны оптимальным значениям объемов производства. В данном случае оптимальный объем производства меньше прогнозного объема продаж. Поэтому для определения итогового показателя необходимо учесть факторы максимально (минимально) возможных значений объемов производства продукции (табл. 1), реализация которой будет давать прибыль (убыток) (локальный максимум (минимум), когда средний доход больше (меньше) средних издержек, то есть

Причем показатели локального минимума в данном случае ничтожно малы, поэтому не учитываются в выборе итогового значения.

Таким образом, принятие решений относительно планирования производственной программы осуществляется на основе прогноза продаж за вычетом нереализованных остатков прошлых коллекций, оптимизированного, минимально и максимально допустимого объемов производства (табл. 1). Кроме того, следует учитывать показатели, характеризующие производственный потенциал предприятия (мощность).

Принятие конечного управленческого решения относительно итогового показателя объема производства основывается на приоритете целей предприятия и находится в компетенции его руководства.

Так, например, производство моделей пальто первой группы может быть равно прогнозному значению продаж, так как оно не превышает максимально допустимого объема производства, а позволит в свою очередь сохранить потребителя в условиях конкуренции на рынке. В то же время производство моделей второй и третьей группы не может превышать максимально возможного объема, хотя спрос на них выше, а оптимальное значение ниже порога рентабельности (табл. 2).

Дальнейшее исследование должно затронуть рентабельность отдельных видов продукции на основе операционного анализа на предмет влияния структуры себестоимости и цены на показатели эффективности производства.

В целом прогнозный ассортимент характеризуется существенным запасом финансовой прочности, позволяющим сдерживать опасность недополучения прибыли, вследствие возможной низкой активности в нише свободной реализации продукции, хорошим уровнем рентабельности продаж. В то же время значительный уровень постоянных издержек делает анализируемый ассортимент потенциально рискованным, что проявляется в относительно высоких значениях операционного рычага в некоторых группах, являющегося измерителем риска (табл. 2).

В целом применение описанной методики планирования объемов в условиях промышленного производства и использование результатов ее внедрения способствует совершенствованию системы управления ассортиментом предприятия.


Предложение авторам статей и книг

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100