Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Производственная логистика

 

Логистика и управление товарными запасами

Источник: bbg-trade.ru

Термин «логистика» в русском языке появился сравнительно недавно, но за несколько лет своего существования уже успел обрасти десятками разнообразных определений. Нет единого определения для логистики и у западных экспертов. Причина разного толкований термина «логистика» кроется не столько в разном его понимании специалистами, сколько в разнообразии возможностей применения этого направления оптимизации бизнес – процессов.

В общем смысле логистику можно рассматривать как инструмент бизнеса, позволяющий оптимизировать движение материальных и информационных ресурсов в пространстве и во времени.

Для дистрибутора особенно актуален вопрос построения такой системы движения товаров, которая обеспечит постоянное присутствие товара в торговых точках и наличие у продавца необходимых запасов продукции. Это необходимое условие не только эффективного продвижения товаров на рынке, но и сохранении ранее завоеванных рыночных позиций в борьбе с более активными конкурентами.

Таким образом, одной из приоритетных задач дистрибутора является четкое планирование закупок продукции на основе системного подхода к прогнозированию спроса со стороны потребителей, такое планирование позволит оптимизировать товарные запасы, сократить расходы на хранение продукции и избежать ситуации неудовлетворенного спроса.

В контексте товародвижения логистике можно дать следующие определения.

Логистика - деятельность по оптимизации товародвижения, направленная на получение с минимальными затратами необходимого количества определенного товара соответствующего качества в нужном месте в нужное время.

Логистика - комплекс мероприятий по организации товародвижения с минимальными материальными и временными затратами и достижению максимально быстрого удовлетворения потребительского спроса.

Ключевым понятием логистики является логистическая цепь – множество всех юридических и физических лиц (производителей, дистрибуторов, перевозчиков и т.д.), осуществляющих, в том числе и с добавочной стоимостью, логистические операции. Примером простейшей логистической цепи может быть сбытовая цепь, состоящая из производителя продукции, логистического посредника (компании – перевозчика) и потребителя.

Взаимодействие процессов поставок и реализации продукции.

Оптовая торговая компания при разработке собственной системы логистики должна выстроить наиболее эффективные логистические цепи со своими поставщиками и со своими клиентами, и оптимизировать процессы хранения и учета товарных запасов. Главная проблема заключается в том, что интересы отделов поставок и продаж в отношении товарных запасов не совпадают.

Для отдела продаж предпочтительны значительные товарные запасы максимально широкого ассортимента по каждой товарной группе для удовлетворения всех заявок покупателей; в то время как для снижения затрат на приобретение продукции закупку желательно производить максимально крупными партиями у ограниченного числа поставщиков.

Для организации взаимодействия процессов поставок и реализации продукции обычно используется следующая система:

  • Отделы поставок и продаж совместно составляют долгосрочные планы по закупке товаров и составляют график поставок на основании плана реализации и остатков продукции на складе, а также учитывая возможности поставщиков и условия работы с ними (размер минимальных партий и т.д.)
  • В дальнейшем при превышении фактических объемов реализации продукции над плановыми, а также при уменьшении запасов до нижнего предела производится закупка минимальной партии товара для поддержания согласованного с отделом продаж ассортимента.
  • Одним из методов решения проблемы противоречия интересов отделов поставок и продаж может быть подчинение функций закупки продукции отделу продаж. В этом случае происходит переориентация материального стимулирования менеджеров по продажам от валовой прибыли к чистой прибыли, таким образом отдел продаж отвечает не только за объем реализованной продукции и разницу между закупочными ценами и ценами реализации, но и за товарные запасы, «зависание»определенных видов продукции.

    Эффективная система взаимосвязи процессов поставок и продаж также может быть построена на использовании технологии «планирования ликвидности закупок». При внедрении этой технологии закупки осуществляются с учетом прогнозируемой динамики ликвидности ассортимента, которая зависит от конъюнктуры рынка, тенденций в отрасли и возможностей стимулирования потребителей на уровне отдельных торговых марок (товаров).

    Оптимизация работы склада.

    Для эффективной работы склада необходимы следующие условия:

  • организация сплошной маркировки продукции с помощью указателей с возможностью быстрой смены показателей количества и текущего порядка отпуска;
  • удобная система полок или контейнеров наиболее подходящая для продукции предприятия;
  • хранение маркированной малоликвидной/неликвидной продукции недалеко от входа/выхода в складское помещение;
  • хранение крупногабаритной и тяжелой продукции недалеко от входа/выхода в складское помещение;
  • простота визуального контроля количества, движения и остатков товара для проведения ревизий и текущих сверок.
  • Перспективным методом маркировки товаров может стать использование технологий радиочастотной идентификации RFID (Radio Frequency IDentification), по мнению ряда специалистов, радиочастотные метки в скором времени полностью вытеснят привычное штриховое кодирование.

    Применение технологии RFID при управлении складом позволяет снизить влияние человеческого фактора, повысить производительность, оптимизировать такие традиционно проблемные процессы складской логистики как прием и отгрузка товара.

    Лежащий в основе RFID принцип радиочастотного распознавания с помощью закрепленных за объектом специальных меток, несущих идентификационную и любую другую пользовательскую информацию, обеспечивает технологии целый ряд неоспоримых преимуществ по отношению к другим системам идентификации:

  • отсутствие необходимости в контакте или прямой видимости;
  • Высокая скорость и точность распознавания информации;
  • Способность RFID-меток нести большой объем информации;
  • Способность RFID использоваться в агрессивных средах;
  • Защищенность информации (данные могут быть засекречены, а сами метки практически невозможно подделать);
  • Практически неограниченный срок службы пассивных меток.
  • Системы логистики предприятия.

    Построение системы логистики предприятия с использование современных технологий строится на применении методов MRP - управления (Material Requirements Planning), подразумевающего автоматизированное управление заказами, поставками, контроль, как внутреннего перемещения товаров, так и всего торгового процесса.

    MRP – система может быть сфокусирована на транспортной логистике, либо на складском учете и управлении запасами. Выбор приоритета зависит от предпочитаемой предприятием маркетинговой логистики.

    Существует два типа маркетинговой логистики:

  • стратегия «вытягивания»Pull – стратегия») товарных потоков из каналов дистрибуции (каналов товародвижения и распределения);
  • стратегия «выталкивания»Push – стратегия») товарных потоков в дистрибутивные каналы.
  • Реализация предприятием «Pull – стратегии» заключается в проведении активных рекламных кампаний для конечных потребителей, которые создают высокий уровень спроса на определенные категории товаров, это побуждает ритейлеров делать срочные заказы оптовикам, которые в свою очередь обращаются к более крупным торговым компаниям, либо производителям, таким образом, происходит вытягивание товаров из дистрибуторского канала.

    Таким образом, для «Pull – стратегии» MRP – система фокусируется на транспортной логистике, так как для данного стратегии характерен более низкий уровень товарных запасов во всех звеньях товародвижения, что является причиной жестких требований к срокам поставки, от которых, в конечном счете, зависит уровень товарооборота в конкретных магазина и промежуточных звеньях логистической цепи.

    «Push – стратегия» строиться на стимулировании производителями оптовиков, которые в свою очередь активно предлагают продукцию более мелким компаниям и ритейлерам, которые стараются заинтересовать товаром потребителей; для ускорения товародвижения во всех звеньях логистической цепи происходит наращивание рекламы, в основном за счет производителя, что и ведет к росту продаж.

    При использовании этой стратегии товарные запасы велики как у производителей, так и у дистрибуторов, поэтому на первый план выходит проблема сокращения издержек по хранению и управлению товарными запасами. Эта проблема и будет приоритетным направлением MRP – системы для «Push – стратегии».


    Предложение авторам статей и книг

       

     

     

    О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
     
        Реклама на BizEducation   Rambler's Top100