Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Производственная логистика

 

Описание общепризнанных логистических систем и концепций управления


Источник: generalfreight.ru

Используются следующие сокращения:

МР - материальные ресурсы;

ГП - готовая продукция.

КОНЦЕПЦИЯ JUST IN TIME (JIT)

Основная идея JIT: если производственное расписание задано (абстрагируясь от спроса и заказов), то можно организовать движение материальных потоков так, что все материалы и компоненты будут поступать в нужном кол-ве в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки. В таком случае не нужны запасы материальных ресурсов. Таким образом, основная задача - координация снабжения с производственным менеджментом, или абстрактнее - синхронизация потребностей в МР с потоком МР.

Основное предположение - возможность синхронизации возникновения потребностей в МР с их поставками.

Можно выделить, по крайней мере, два основных предположения данной концепции:

  • возможно обеспечить поставку МР точно в заданный срок;
  • возможно предсказать спрос на готовую продукцию (ГП) хотя бы на срок поставки + срок производства;
  • Отсюда возникает требование быстрой реакции на изменение спроса и, соответственно, быстрой смены производственной программы.

    JIT характеризуется:

  • минимальными (в идеале - нулевыми) запасами;
  • короткими логистическими цепями;
  • небольшими объемами производства и пополнения запасов;
  • взаимоотношением по закупкам с небольшим количеством надежных поставщиков и перевозчиков;
  • эффективной информационной поддержкой;
  • высоким качеством ГП и логистического сервиса.
  • Принципы функционирования JIT системы на примере системы KANBAN:

    На основании исследований спроса формируется производственная программа. По этой программе последнее в производственной цепочке подразделение (например, сборочный цех) получает заказ на сборку определенного количества ГП (карточку с указание кол-ва ГП и номенклатуры и кол-ва комплектующих). Тогда это подразделение отправляет свой заказ на комплектующие (аналогичную карточку) предыдущему в производственной цепочке подразделению и получает в указанный срок нужные комплектующие в заданном количестве (на один заказ). Если подразделений много, то процесс заказывания итеративно повторяется, пока не будет сформирован заказ внешнему поставщику.

    Таким образом, запасы "вытягиваются" по каналам физического распределения от поставщиков. Заказ на пополнение запаса возникает только тогда, когда кол-во МР в подразделении достигает критической величины. Фактически, производство обеспечивается материальными ресурсами только на выполнение одного заказа.

    В таком случае необходимость складов отпадает, но критичными становятся качество информационных систем, точное предсказание спроса, качество поставок. Поставщики становятся партнерами в бизнесе и могут даже интегрироваться в компанию - потребитель их продукции. Очень важна территориальная близость поставщиков.

    КОНЦЕПЦИЯ МRP

    MRP - Materials requirements planning

    Цели MRP-систем:

  • удовлетворение потребности в материалах, компонентах и комплектующих для планирования производства и доставки потребителю,
  • поддержание низких уровней запасов МР, ГП,
  • планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.
  • В процессе реализации этих целей система обеспечивает поток плановых количеств МР и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые кол-ва МР для удовлетворения потребностей производственного расписания.

    Ядром MRP системы является программный комплекс, который и проводит все расчеты и анализ по определенным алгоритмам на основании базы данных о МР и их запасах, и на основании производственного расписания. На выходе программный комплекс дает набор документов, в том числе схемы доставки МР по подразделениям, объемы и сроки поставок.

    Затем собственно все планы реализуются. Таким образом, MRP система как бы запланированно проталкивает МР по подразделениям.

    При сбоях или изменениях производственной программы приходится перепланировать все заново.

    Основные недостатки MRP систем:

  • значительный объем вычислений и предварительной обработки данных
  • возрастание логистических на обработку заказов и транспортировку при стремлении фирмы еще больше уменьшить запасы МР или перейти на работу с малыми заказами с высокой частотой их выполнения
  • нечувствительность к кратковременным изменениям спроса
  • большое количество отказов из-за большой размерности системы и ее комплексности
  • К этому прибавляются общие недостатки всех толкающих систем: недостаточно точное отслеживание спроса и обязательное наличие страховых запасов. Наличие страховых запасов, с одной стороны, замораживает оборотные средства, но, с другой стороны, дает системе большую чем у jit устойчивость при резких колебаниях спроса и ненадежности поставщиков.

    Для толкающих систем характерно наличие жестко заданного производственного расписания.

    MRP системы используются, как правило, когда спрос на МР сильно зависит от спроса потребителя на ГП, или когда надо работать с большой номенклатурой МР. Вообще, MRP системы предпочтительнее JIT тогда, когда имеется достаточно длинный производственный цикл.

    Наличие недостатков в MRP системах повлекло за собой создание MRP2 систем, обладающих большей гибкостью планирования, лучшей организацией поставок и лучшей реакцией на изменения спроса.

    Важное место в MRP2 занимают блоки прогнозирования спроса, размещения заказов и управления запасами.

    КОНЦЕПЦИЯ LEAN PRODUCTION

    Логистическая концепция "Lean Production" по существу является развитием подхода "just in time" и включает в себя такие элементы как системы KANBAN и MRP.

    Основные цели Lean Production в плане логистики:

  • высокие стандарты качества продукции
  • низкие производственные издержки
  • быстрое реагирование на потребительский спрос
  • короткое время переналадки оборудования
  • Ключевыми элементами реализации логистических целей при использовании являются:

    1) уменьшение подготовительно-заключительного времени

    2) маленькие размеры партий производимой продукции

    3) короткое основное производственное время

    4) контроль качества всех процессов

    5) общее продуктивное обеспечение (поддержка)

    6) партнерство с надежными поставщиками

    7) эластичные потоковые процессы

    8) "тянущая" информационная система

    Ограничения на поставщиков в концепции "Lean Production":

  • доставка МР должна осуществляться в соответствии с технологией JIT
  • МР должны отвечать всем требованиям стандартов качества; входной контроль МР должен быть исключен
  • цены на МР должны быть как можно ниже из расчета длительных хозяйственных связей по поставкам МР, но цены не должны превалировать над качеством МР и доставки их потребителю
  • продавцы МР должны предварительно согласовывать возникающие перед ними проблемы и трудности с потребителем
  • продавцы должны сопровождать поставки МР документацией (сертификатами), подтверждающей контроль качества их изготовления, или документацией по организации такого контроля у фирмы - производителя
  • продавцы должны помогать покупателю в проведении экспертиз или адаптации технологий к новым модификациям МР
  • МР должны сопровождаться соответствующими входными и выходными спецификациями
  • Большое значение для реализации концепции "Lean Production" во внутрипроизводственной логистической сети имеет всеобщий контроль качества на всех уровнях производственного цикла. Как правило, большинство западных фирм использует при контроле качества своей продукции концепцию TQM и серию стандартов системы управления качеством ISO-9000.

    MRP II

    MRPII ? Manufacturing resource planning

    MRP II Standart System содержит описание 16 групп функций системы:

    1. Sales and Operation Planning (Планирование продаж и производства).

    2. Demand Management (Управление спросом).

    3. Master Production Scheduling (Составление плана производства).

    4. Material Requirement Planning (Планирование материальных потребностей).

    5. Bill of Materials (Спецификации продуктов).

    6. Inventory Transaction Subsystem (Управление складом).

    7. Scheduled Receipts Subsystem (Плановые поставки).

    8. Shop Flow Control (Управление на уровне производственного цеха).

    9. Capacity Requirement Planning (Планирование производственных мощностей).

    10. Input/output control (Контроль входа/выхода).

    11. Purchasing (Материально техническое снабжение).

    12. Distribution Resourse Planning (Планирование ресурсов распределения).

    13. Tooling Planning and Control ( Планирование и контроль производственных операций).

    14. Financial Planning (Управление финансами).

    15. Simulation (Моделирование).

    16. Performance Measurement (Оценка результатов деятельности).

    Задачей информационных систем класса MRP II является оптимальное формирование потока материалов (сырья), полуфабрикатов (в том числе находящихся в производстве) и готовых изделий. Система класса MRP II - имеет целью интеграцию всех основных процессов, реализуемых предприятием, таких как снабжение, запасы, производство, продажа и дистрибьюция, планирование, контроль за выполнением плана, затраты, финансы, основные средства и т.д.

    Результаты использования интегрированных систем стандарта MRP II:

  • получение оперативной информации о текущих результатах деятельности предприятия как в целом, так и с полной детализацией по отдельным заказам, видам ресурсов, выполнению планов;
  • долгосрочное, оперативное и детальное планирование деятельности предприятия с возможностью корректировки плановых данных на основе оперативной информации;
  • решение задач оптимизации производственных и материальных потоков;
  • реальное сокращение материальных ресурсов на складах;
  • планирование и контроль за всем циклом производства с возможностью влияния на него в целях достижения оптимальной эффективности в использовании производственных мощностей, всех видов ресурсов и удовлетворения потребностей заказчиков;
  • автоматизация работ договорного отдела с полным контролем за платежами, отгрузкой продукции и сроками выполнения договорных обязательств;
  • финансовое отражение деятельности предприятия в целом;
  • значительное сокращение непроизводственных затрат;
  • защита инвестиций, произведенных в информационные технологии;
  • возможность поэтапного внедрения системы, с учетом инвестиционной политики конкретного предприятия.
  • В основу MRP II положена иерархия планов. Планы нижних уровней зависят от планов более высоких уровней, т.е. план высшего уровня предоставляет входные данные, намечаемые показатели и/или какие-то ограничительные рамки для планов низшего уровня. Кроме того эти планы связаны между собой таким образом, что результаты планов нижнего уровня оказывают обратное воздействие на планы высшего уровня.

    Если результаты плана нереалистичны, то этот план или планы высшего уровня должны быть пересмотрены. Таким образом можно проводить координацию спроса и предложения ресурсов на определенном уровне планирования и ресурсов на высших уровнях планирования.

    ERP

    ERP - Enterprise resource planning

    Система управления предприятием, соответствующая концепции ERP, должна включать:

  • Управление цепочкой поставок (Supply Chain Management - SCM, ранее - DRP, Distribution Resource Planning)
  • Усовершенствованное планирование и составление расписаний (Advanced Planning and Scheduling -- APS)
  • Модуль автоматизации продаж (Sales Force Automation -- SFA)
  • Автономный модуль, отвечающий за конфигурирование (Stand Alone Configuration Engine -- SCE)
  • Окончательное планирование ресурсов (Finite Resource Planning - FRP)
  • Интеллект бизнеса, OLAP-технологии (Business Intelligence -- BI)
  • Модуль электронной коммерции (Electronic Commerce -- EC)
  • Управление данными об изделии (Product Data Management - PDM)
  • Главная задача ERP-системы -- добиться оптимизации (по времени и ресурсам) всех перечисленных процессов.

    Довольно часто вся присущая концепции ERP совокупность задач реализуется не одной интегрированной системой, а некоторым комплектом ПО. В основе такого комплекта, как правило, лежит базовый ERP-пакет, к которому через соответствующие интерфейсы подключены специализированные продукты третьих фирм (отвечающие за электронную коммерцию, за OLAP, за автоматизацию продаж и проч.).

    ERP связывает выполнение основных операций и обеспечивает повторяемый набор правил и процедур. Обработка заказов связана с планированием производства и плановые потребности автоматически передаются к процессу закупки и обратно. Стоимость продукции и финансовый учет автоматически изменяются, а критическая информация об операциях, прибыльности продукции, результатах деятельности подразделений и так далее становятся доступны в реальном времени. Устанавливается систематическая, измеряемая методология. После внедрения такой методологии бизнеса, процесс его улучшения может быть определен, выполнен и повторен на предсказуемой основе.

    CSRP

    CSRP - Customer Synchronized Resource Planning

    Задача CSRP - синхронизировать покупателя с внутренним планированием и производством

    CSRP использует интегрированную функциональность ERP и перенаправляет производственное планирование от производства далее, к покупателю. CSRP предоставляет действенные методы и приложения для создания продуктов с повышенной ценностью для покупателя.

    Для внедрения CSRP необходимо:

    1. Оптимизировать производственную деятельность (операции), построив эффективную производственную инфраструктуру на основе методологии и инструментария ERP.

    2. Интегрировать покупателя и сфокусированные на покупателе подразделения организации, с основными планирующими и производственными подразделениями.

    3. Внедрить открытые технологии, чтобы создать технологическую инфраструктуру, которая может поддерживать интеграцию покупателей, поставщиков и приложений управления производством.


    Предложение авторам статей и книг

       

     

     

    О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
     
        Реклама на BizEducation   Rambler's Top100