Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Транспортная логистика

 

Критерии оценки эффективности отдельных видов функций, передаваемых на аутсорсинг, перспективы развития рынка аутсорсинга на железнодорожном транспорте

Ю.А. Полянский, первый заместитель начальника Департамента планирования и бюджетирования ОАО «РЖД»
Источник: «Железнодорожный транспорт» № 2 2006 год

В современных условиях на практике соотношение позиций хозяйствующих субъектов на рынке постоянно меняется. Поэтому компании, которые не совершенствуют процессы производства и сбыта продукции и услуг, отказываются от изменения принципов управления, более подвержены риску утраты завоеванных позиций по сравнению с конкурентами. Одним из способов обеспечения эффективной хозяйственной деятельности и сохранения конкурентных преимуществ является использование кооперации, отказ от непрофильных функций и приобретение услуг по их выполнению у сторонней организации, т.е. использование аутсорсинга.

Аутсорсинг применительно к ОАО «РЖД» - это способ оптимизации деятельности филиалов компании за счет концентрации усилий на основной деятельности и передачи непрофильных, вспомогательных функций внешним специализированным организациям (аутсорсерам) на договорной основе с соответствующим сокращением персонала предприятия, занятого выполнением непрофильной, вспомогательной функции.

Основным критерием вывода или не вывода процессов на аутсорсинг является снижение издержек (за счет более высокой эффективности работы компании–аутсорсера) и повышение качества предоставляемых услуг. Главным условием, которое должно соблюдаться при привлечении внешних организаций является проведение конкурсных процедур.

К преимуществам, которые получает ОАО «РЖД» при передаче непрофильных функций сторонним организациям, следует отнести следующие.

Во-первых, фокусировка собственных ресурсов на основных видах деятельности. Функции, обеспечивающие бизнес, делегируются сторонним компаниям, предоставляющим услуги аутсорсинга в конкретной области. Аналогично при использовании аутсорсинга может произойти перераспределение ресурсов, ранее задействованных на второстепенных направлениях.

Во-вторых, снижение себестоимости функций, передаваемых аутсорсеру. Это может происходить за счет узкой специализации фирмы-аутсорсера, которая, с одной стороны, снижает стоимость за счет «оптовой» продажи знаний и умений, а с другой, обеспечивает качество функций за ту же цену из-за конкуренции.

В-третьих, доступ к новейшим технологиям. Фирма-аутсорсер благодаря эффекту «оптовых» продаж своих услуг имеет больше стимулов и возможностей для приобретения и освоения новых технологий работы, что в рамках отдельного предприятия может быть нерентабельно.

В-четвертых, надежность. Аутсорсинг предполагает выполнение фирмой-аутсорсером многочисленных однотипных задач клиентов, что обеспечивает накопление практического опыта.

В-пятых, передача ответственности за выполнение конкретной функции - это стратегия диверсификации риска между компанией и аутсорсером.

И наконец, большая свобода направления инвестиций в инфраструктуру ОАО «РЖД», поскольку аутсорсинг снижает необходимость инвестирования в поддержку второстепенных функций и в развитие деятельности, не обеспечивающей основную долю прибыли компании.

Несмотря на множество преимуществ, которые возникают при использовании аутсорсинга в ОАО «РЖД», существуют определенные виды рисков, снижающих эффект от передачи работ и услуг сторонним организациям. К числу таких рисков относятся:

 
  увеличение эксплуатационных затрат;
  уменьшение производительности труда в основных видах деятельности;
  потеря контроля над компанией-исполнителем;
  утечка конфиденциальной информации;
  неверное определение стоимости прекращения контракта в связи с решением покупателя использовать услуги другой компании;
  правовые риски.

Процесс принятия решения о передаче каких-либо функций на аутсорсинг обычно состоит из нескольких этапов. Это: анализ собственных возможностей филиала ОАО «РЖД», анализ возможностей потенциальных компаний-аутсорсеров, подготовка решения, анализ и оценка рисков, принятие решения об использовании аутсорсинга.

На первом этапе анализируется структура стоимости работ и услуг, которые предполагается передать на аутсорсинг, вырабатывается стратегия изменения производственного процесса. В случае, если на этом этапе удается уменьшить издержки и обеспечить конкурентоспособную цену работ и услуг, то в их передаче на аутсорсинг нет необходимости, так как аутсорсинг связан с определенными видами рисков.

На следующем этапе анализируется ситуация на рынке, исследуются возможности компаний-аутсорсеров, динамика цен на работы и услуги, которые предполагается передать сторонним организациям.

Далее проводится сравнение внутренних возможностей филиала ОАО «РЖД» и внешних условий, осуществляется построение финансовых моделей. На этом этапе заканчивается процесс накопления и обработки информации, необходимой для оценки эффективности аутсорсинга (в том числе и в денежном выражении) и выбора компании-исполнителя.

Затем на основании специальной методики оценивается экономическая эффективность передачи выполнения определенных работ, услуг сторонним организациям с учетом всех видов рисков, которые возникают при использовании аутсорсинга.

На заключительном этапе руководство компании на основании выполненного расчета экономической эффективности использования аутсорсинга, сопоставления преимуществ и возможных рисков принимает решение о возможности передачи определенных функций на аутсорсинг.

В ОАО «РЖД» разработаны Положение о применении аутсорсинга на железных дорогах - филиалах ОАО «РЖД», Перечень работ, рекомендуемых для использования аутсорсинга на железных дорогах, Методика расчета экономической эффективности использования аутсорсинга в ОАО «РЖД».

В стадии разработки находится Регламент и порядок передачи непрофильных видов работ (функций), выполняемых производственными подразделениями ОАО «РЖД», внешним специализированным структурам. Этот документ будет определять процесс взаимодействия ОАО «РЖД» и аутсорсера, а также последовательность операций при использовании аутсорсинга.

Положение о применении аутсорсинга на железных дорогах - филиалах ОАО «РЖД» является базовым документом, в котором приведены определение аутсорсинга, цели и условия его применения, порядок принятия решений по использованию аутсорсинга, мероприятия по контролю функций, переданных на аутсорсинг, перечень работ, рекомендуемых для использования аутсорсинга.

При определении перечня работ, на которых целесообразно применять аутсорсинг, проанализирован опыт крупных российских предприятий. В настоящее время речь идет о выводе на аутсорсинг в основном отдельных технологических процессов и функций. Вывод на аутсорсинг бизнес-процессов - это дальнейшая перспектива, связанная в том числе с продолжением реформы отрасли и образованием дочерних обществ.

Перед передачей той или иной функции сторонней организации необходимо провести оценку экономической эффективности применения аутсорсинга. Такая оценка осуществляется с помощью Методики расчета экономической эффективности использования аутсорсинга путем сопоставления расходов ОАО «РЖД» на оплату услуг сторонней организации (аутсорсеру) и затрат ОАО «РЖД» на выполнение вспомогательной функции собственными силами. При этом учитываются затраты ОАО «РЖД», связанные с увольнением и приемом сотрудников, выполняющих функции, выводимые на аутсорсинг, а также величина минимального эффекта от применения аутсорсинга. Принимается, что минимальный экономический эффект от использования аутсорсинга составляет 5-10% затрат ОАО «РЖД» на выполнение работ собственными силами.

Департамент планирования и бюджетирования ОАО «РЖД» проводит анализ передачи функций сторонним организациям, в процессе которого рассматриваются следующие основные показатели: виды работ, переводимых на аутсорсинг, затраты железной дороги на аутсорсинг до и после передачи функций сторонним исполнителям, экономический результат от его применения, количество персонала, переведенного на аутсорсинг, и число сокращенных кадров.

Проведенный анализ позволил выделить основные виды работ, переводимых на аутсорсинг:

 
  обслуживание пассажирских вагонов в поездах дальнего следования;
  уборка территории;
  уборка подвижного состава;
  текущее содержание пути;
  охрана объектов инфраструктуры и подвижного состава;
  продажа пассажирских билетов.

В 2004 г. экономический эффект от применения аутсорсинга в ОАО «РЖД» составил 6,5% , а в 2005 г. уже 9% затрат компании при выполнении работ собственными силами. Предполагается, что в 2006 г. этот показатель достигнет 9,2%. Конечно, аутсорсинг будет использоваться и в дальнейшем, но возможность его применения будет оцениваться на качественно новом уровне. Помимо экономического эффекта и обеспечения безопасности функционирования железнодорожного транспорта дополнительным критерием, при оценке возможности применения аутсорсинга будет выбор сторонних организаций, не первый год работающих с филиалами ОАО «РЖД». Возможно будет расширена сфера применения технического сервиса, который требует больших инвестиционных затрат, а следовательно, и более качественной экономической оценки.

Следует отметить, что существует целый ряд работ, которые необходимы для выполнения в ОАО «РЖД» в силу специфики работы компании, но которые в настоящее время не выполняются или выполняются в малом объеме, поскольку требуют значительных инвестиционных вложений. В связи с этим будет рассмотрена целесообразность передачи таких работ на аутсорсинг.

По прогнозным оценкам ОАО «РЖД» экономический эффект от применения аутсорсинга в 2007 г. составит 10,8%, а в 2008 г. - около 11% стоимости работ, выполняемых собственными силами.
 


Предложение авторам статей и книг

 

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100