Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Транспортная логистика

 

Транспортное обеспечение внешнеторговых перевозок

Источник: profitinvest.ru

Важнейшие условия эффективности и качества транспортного обеспечения ВЭС, а также экспорта транспортных услуг - бесперебойность, регулярность, ритмичность, надежность, высокая скорость доставки продукции из пунктов производства в пункты потребления без потерь, порчи, полной или частичной утраты товаров.

Транспортное обеспечение - неотъемлемая составная часть внешней торговли. Транспортные операции начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки. Затраты на транспортировку продукции и связанные с ней операции входят в издержки товара м включаются в цену товара или проявляются в ней в косвенном виде.

Недостаточный уровень транспортного обеспечения внешней торговли может оказать негативное воздействие на результаты контрактной работы. Неправильно рассчитанная транспортная составляющая в контрактной цене товара приводит иногда к неэффективности реализации внешнеторговой сделки, а неверный выбор видов транспортного маршрута следования и перевозчика - к потере самого товара. Плохая организация транспортного обеспечения может свести на нет все усилия предприятий и организаций, действующих сообща в ходе реализации той или иной сделки.

В процессе внешнеэкономической деятельности продавцы и покупатели, посредники, транспортные организации и предприятия, таможенные и другие службы вступают в сложные отношения, зависящие от экономических факторов, международных и национальных правовых норм, конъюнктурных процессов на товарных и транспортных рынках. В такой постоянно меняющейся ситуации на первый план выходят поиск рациональных путей транспортного обслуживания, выбор направлений перевозок и способов транспортировки товаров, разработка передовых форм и методов организации перевозочного процесса, ведение надлежащей договорно-правовой работы с перевозчиками, операторами, транспортными посредниками и страховщиками. Техническая эксплуатация транспорта во внешнеторговых перевозках, а также при экспорте транспортных услуг не имеет принципиальных отличий по сравнению с перевозками грузов во внутрихозяйственных связях страны. Однако коммерческая эксплуатация внешнеторгового транспорта имеет ряд характерных особенностей.

Внешнеторговые грузы перевозятся теми же транспортными средствами, по тем же транспортным путям, через те же предприятия транспортной инфраструктуры (морские и речные порты, железнодорожные станции, аэропорты, терминалы), что и любые другие грузы. Однако то, что груз перевозится во исполнение внешнеторгового контракта, накладывает на организацию процесса транспортировки некоторые ограничения, которые могут оказать существенное влияние на экономическую эффективность, конкретной сделки. Присутствие в перевозке "международного элемента" меняет также правовые процедуры транспортировки груза. Кроме того, цены на транспортировку внешнеторговых грузов, отличаются от стоимости перевозок "обычных" грузов. Характеристики внешнеторговых перевозок определяются их содержанием.

Развитие международной торговли.

Динамичное развитие международной торговли, опережающее прирост мирового промышленного производства и совокупность мирового ВВП (рост валового внутреннего продукта), обусловлено целым рядом объективных факторов:
  • Глобализация воспроизводственных процессов на основе последовательного углубления международной специализации и кооперирования производства сопровождается расширением международного обмена товарами, услугами, трудовыми ресурсами и др.
  • Возрастает роль Всемирной торговой организации (ВТО) в процессе унификации правил и норм международной торговли, результатом чего является дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности, облегчение взаимного товарооборота между подавляющим большинством стран мира посредством снижения уровня таможенного обложения и ослабления нетаможенных барьеров.
  • Деятельность международных интеграционных группировок различных форм содействует либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на региональных уровнях.
  • Научно-технический прогресс (НТП) инициирует появление все новых отраслей производства, расширяющих спектр предлагаемых товаров и услуг, стимулирующих развитие структуры международной торговли и ее физических объемов.
  • Рост промышленного производства в ведущих промышленно развитых странах не сопровождается адекватным ростом платежеспособного спроса на внутренних рынках этих стран, что обусловливает необходимость реализации значительной доли произведенной продукции на внешних рынках.
  • Наиболее высокие темпы экономического развития достигнуты немногочисленной группой новых индустриальных стран (НИС), располагающих узким внутренним рынком, неадекватным структуре и объему национального производства, ориентированного, в связи с этим, на внешние рынки сбыта.


  • Транспортное обеспечение.

    Транспортное обеспечение (ТО) - это система, представляющая совокупность технических, технологических элементов; экономических, правовых, организационных воздействий; форм и методов управления транспортными процессами и операциями.

    В рамках ТО находится транспортное обслуживание, которое проявляется в системе транспортного обеспечения как конечный результат деятельности транспортных фирм по выполнению, договора перевозки и представляет собой совокупность средств, форм и методов, обеспечивающих производство транспортной продукции надлежащего качества.

    Качество транспортной услуги.
    Качество транспортной услуги характеризуется двумя категориями: стандартом качества и комплексностью транспортной услуги.

    СТАНДАРТ КАЧЕСТВА - синтезирует конкретные потребности грузовладельца и определяет требуемый для их оптимального удовлетворения набор качественных транспортных признаков (скорость доставки, сохранность груза, контроль за его продвижением и др.).

    КОМПЛЕКСНОСТЬ- транспортная услуга предоставляющая грузовладельцам качественно новый класс транспортного сервиса, который требует соблюдения следующих условий:
  • качество перевозки и обработки грузов во всех звеньях транспортной цепи должно соответствовать общему стандарту качества, заложенному в систему;
  • продвижение грузов по всему маршруту должно быть надежно гарантировано.


  • Выполнение первого условия требует создания идентичных по уровню качества обслуживания и стыкующихся между собой транспортных технологий на всех участках маршрута; выполнение второго условия предполагает действенный контроль перевозчиков в обеспечении рекламируемого продвижения грузов по всему маршруту.

    Для удовлетворения возросших потребностей товарных рынков появились и развиваются новые формы и методы их транспортного обеспечения, ориентированные на реализацию преимуществ высокопроизводительных транспортных технологий. Зачастую это осуществляется выбором оптимальных сочетаний для возможно более эффективного удовлетворения требований различных по своим транспортным характеристикам грузов на направлениях со сложными и несбалансированными грузопотоками.

    Отсюда большое разнообразие соотношений универсальности, специализации, комбинирования транспортных средств как по роду груза, так и по способу перевозки и грузообработки. При этом процесс коренного изменения транспортной работы базируется на:
  • концепции укрупнения и унификации грузовых единиц;
  • специализации высокопроизводительных транспортных средств, средств обработки и перевалки на всем пути следования груза;
  • высокой степени организации, механизации и автоматизации технологических процессов;
  • полном комплексе транспортных услуг при координированном технико-эксплуатационном взаимодействии всех участвующих видов транспорта в интермодальных, интегрированных, сквозных бесперегрузочных сообщениях по оптимальным маршрутам от "двери" грузоотправителя до "двери" грузополучателя.


  • Этапы транспортного обеспечения.

    ТО ВЭС представляет сложную динамическую систему, состоящую из элементов, объединяемых в операции, которые формируются и составляют отдельные процессы (этапы), находящиеся под воздействием экономических, коммерческо-правовых, организационных методов и форм управления.

    Укрупнено отдельные этапы ТО ВЭС можно представить следующим образом:
  • подготовка продукции к перевозке, включая упаковку, затаривание, маркировку;
  • складские работы на складе отправителя;
  • информирование перевозчика и покупателя о готовности товара к отгрузке;
  • подготовка необходимой товаросопроводительной документации, получение карантинных, ветеринарных, санитарных свидетельств, упаковочных листов, сертификатов и др.;
  • доставка продукции к магистральным видам транспорта;
  • заключение договора перевозки и необходимые расчеты со всеми перевозчиками, участвующими в доставке товара;
  • погрузочно-разгрузочные и складские работы в пункте отправления продукции;- перемещение товара первым перевозчиком;
  • таможенные, пограничные, санитарные, ветеринарные, карантинные операции на пограничных пунктах;
  • складские, погрузочно-разгрузочные, стивидорные операции при передаче товара второму перевозчику;
  • перемещение груза вторым перевозчиком;
  • складские, погрузочно-разгрузочные, стивидорные операции при передаче товара i-му перевозчику;
  • погрузочно-разгрузочные, стивидорные и складские операции, раскредитование перевозных документов в пункте назначения;
  • сдача груза получателю;
  • розыск грузов;
  • ведение претензий, исков, арбитражных дел.


  • Кроме того на том или ином этапе ТО ВЭС возникают различного тода сопутствующие операции, включающие страхование груза, транспортных средств и ответственности перевозчиков и экспедиторов, хранение и консолидацию грузов, лизинг и агентирование транспортных средств, брокерскую деятельность, транспортно-экспедиторское обслуживание и др. На каждом этапе ТО требуется организация информационного обеспечения участников транспортного процесса.

    Указанные этапы ТО организуются и проводятся под контролем продавца и покупателя товара, оговариваются и фиксируются в договорах купли-продажи в виде базиса поставки и транспортных условий.

    Элементы транспортного обеспечения.
    ТЕХНИЧЕСКИЕ элементы ТО ВЭС требуют прежде всего согласования технических, физико-химических и других характеристик и свойств перевозимых грузов с технико-эксплуатационными параметрами и характеристиками транспортных средств с целью защиты товара прежде всего от атмосферных, температурных и динамических воздействий при перевозке, перегрузке и технологическом хранении. При этом заказчик транспортных услуг информирует перевозчика о транспортных характеристиках товаров и объемах партий, а перевозчик грузовладельца в свою очередь согласовывает с заказчиком предоставление соответствующих транспортных средств.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ элементы ТО ВЭС включают совокупность способов перевозки товара, когда в транспортных процессах создаются особые условия и режимы, способствующие повышению экономичности и качества транспортного обслуживания. К ним прежде всего относятся различного рода прогрессивные транспортно-технологические системы, включая контейнерную, пакетную, лихтеровозную, паромную и многие другие, когда продукция перемещается в укрупненных, унифицированных единицах.

    К ОРГАНИЗАЦИОННЫМ аспектам относятся информационное обеспечение транспортных процессов, построение организационных структур управления транспортных организаций, участвующих во внешнеэкономической деятельности, и пр.

    К ЭКОНОМИЧЕСКИМ методам воздействия на ТО ВЭС относятся меры государственного регулирования : налоговая политика в отношении транспортных предприятий, таможенное регулирование временного ввоза транспортных средств, пограничные сборы за пересечение грузом государственной границы, регулирование системы ценообразования на услуги естественных монополий на транспорте, система лицензирования перевозочной, экспедиторской и иной транспортной деятельности на различных видах транспорта.

    Важное место в системе ТО ВЭС занимает правовое регулирование взаимоотношений участников транспортного процесса, которое предполагает прежде всего защиту и обеспечение интересов заказчика транспортной услуги. Оно осуществляется через:
  • различного рода нормативные акты на уровне государств, правительств, ведомств (уставы, кодексы, правила, инструкции);
  • международные соглашения (конвенции), правила, обычаи стран, портов;
  • суд и арбитраж при разрешении споров.


  • Факторы транспортного обслуживания.
    Объективно оценивая взаимосвязь и взаимодействие факторов, которые формируют транспортное обслуживание, их можно сгруппировать следующим образом. Это государственно-политические, естественно-географические, технико-эксплуатационные, торгово-экономические, социальные, инновационные, инвестиционные и проч. Наибольшее значение имеют первые четыре группы факторов.
    К государственно-политическим факторам относятся:
  • характер взаимоотношений государств, осуществляющих внешнеэкономические связи, включая и транзитные страны, через территорию которых выполняется доставка грузов;
  • транспортная и торговая политика стран, союзов, международных ассоциаций, участвующих в транспортном обеспечении внешнеэкономических связей;
  • государственное экономическое и коммерческо-правовое регулирование транспортной деятельности;
  • совершенствование нормативно-правовой базы отечественного транспорта и транспортной деятельности в России с учетом международных правовых норм;
  • осуществление реформ на уровне транспортных предприятий, направленных на улучшение финансово-экономических результатов их деятельности и повышение эффективности транспортного процесса;
  • принятие мер по улучшению управления государственной собственностью и по регулированию естественных монополий;
  • государственное содействие формированию и расширению рынков транспортных услуг, развитию предпринимательства и здоровой конкуренции как фактора снижения издержек и повышения качества транспортного обслуживания предприятий;
  • реализация общеэкономической тенденции перехода к системе свободного ценообразования с учетом влияния свободных транспортных тарифов на платежеспособный спрос на перевозки;


  • Естественно-географические факторы - это;
  • природные и климатические особенности стран и регионов, в которых осуществляется транспортное обеспечение внешнеэкономических связей;
  • степень развития отдельных видов транспорта общего пользования, зависящих от географических особенностей страны, размеров ее территории, исторических условий формирования транспортной сети;
  • сезонность перевозок и работы отдельных видов транспорта общего пользования;
  • состояние метеорологической обстановки.


  • Технико-эксплуатационные факторы включают:
  • уровень научно-технического прогресса на отдельных видах транспорта;
  • уровень навигационного обслуживания;
  • уровень развития отдельных прогрессивных транспортно-технологических систем;
  • регулярность и качество транспортного обслуживания;
  • технико-эксплуатационные характеристики транспортных средств, перегрузочной техники;
  • транспортную характеристику перевозимых внешнеторговых грузов;
  • безопасность и надежность работы технических средств и безопасность движения транспортных средств на отдельных видах транспорта;
  • контроль за выполнением нормативных требований эксплуатации технических средств;
  • квалификацию кадров, обслуживающих транспортную технику и отвечающих за ее состояние и эксплуатацию.


  • Экономические факторы включают:
  • сотрудничество в международных транспортных организациях и реализацию международных соглашений в области транспорта;
  • государственную систему контроля за деятельностью российских транспортных предприятий и предпринимателей в области международных перевозок и иностранных перевозчиков на территории страны;
  • защиту и поддержку деятельности транспортных предприятий и предпринимателей на внешних рынках;
  • создание необходимых условий развития транспортной инфраструктуры общеевропейского значения.


  • Классификация транспорта.

    Транспорт как вид хозяйственной деятельности можно представить состоящим из двух подсистем - транспорта общего и необщего пользования.

    Транспорт общего пользования представляет собой транспорт сферы обращения, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями.
    Транспорт необщего пользования перемещает сырье, материалы и другие виды не поступившей в сферу обращения конечной продукции, а также производственный персонал внутри предприятий и других, подчас весьма крупных, территориальных образований. Обслуживая промышленное и сельскохозяйственное производство, осуществляет внутрипроизводственные перевозки строительных организаций, предприятий торговли, снабжения, сбыта и т.д. Такой транспорт как вид деятельности может быть назван технологическим "внутрипроизводственным" транспортом. Его составная часть - промышленный транспорт.

    Промышленный транспорт выполняет свои функции на стадии производства, и его деятельность должна рассматриваться как составная часть того промышленного предприятия, которое он обслуживает. Поэтому и средства промышленного транспорта ( рельсовые и другие дороги, автомобили, подъемно-транспортные машины и механизмы) являются составными частями средств производства соответствующего предприятия.

    Каждая из названных подсистем в свою очередь характеризуется сложной внутренней структурой. В состав транспорта общего пользования входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный (магистральный) виды транспорта.

    В зависимости от целей экономического анализа транспорт иногда рассматривают и в других группировках:
  • Универсальный (например, железнодорожный, водный, автомобильный и воздушный) и специализированный (трубопроводный).
  • Внутренний (осуществляет перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но ив заграничном плавании).
  • Круглогодичный (железнодорожный, автомобильный и др.) и сезонный (внутренний водный).
  • Магистральный (обычно под ним понимается транспорт общего пользования) и не магистральный (обычно промышленный транспорт).

  • Предложение авторам статей и книг

     

       

     

     

    О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
     
        Реклама на BizEducation   Rambler's Top100