Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Транспортная логистика

 

Требования к методике определения нормативов транспортно-логистического комплекса

Источник: redston.ru

Следует отметить, что (и предприниматели это давно открыли для себя) нормативные методы руководства более экономичны. Они позволяют постоянно сравнивать фактические затраты с научно обоснованными, т.е. вычисленными на основе технических, технико-экономических и экономических норм и нормативов, с нормами расхода материальных ресурсов на выпуск единицы готовой продукции, с нормативами численности, с нормативами использования производственных мощностей.

Нормативы должны давать возможность выявить имеющиеся резервы и наметить пути для их дальнейшего использования.

Рассматривая проблему нормирования и использования норм, необходимо различать понятия "норма-мера" и "норма-директива".

Норма - это мера того, что должно быть. Применяемые экономические и технико-экономические нормы - это меры, имеющие числовые значения, которые используются для изучения и применения в практике хозяйствования объективных экономических законов.

Нормативное управление должно состоять в том, что устанавливается норма, с помощью которой осуществляется воздействие на объект управления (транспортную систему) с целью изменения фактического состояния и проверяется результат этого воздействия путем сопоставления существующего с должным. В условиях командно-административной системы управления экономикой принцип обязательности выполнения нормы-директивы был доведен до абсурда. В условиях дефицита не уделялось должного внимания действительно универсальной измерительной функции норм, что привело к дискредитации нормативного метода.

Формирование нормативной базы должно позволить рационально использовать производственные мощности, людские и энергетические ресурсы, обеспечить принятие экономически обоснованных решений по оздоровлению убыточных станций и терминалов (ГС и ГТ).

При построении экономико-математической модели определения нормативов функционирования ТЛК прежде всего следует учитывать требования, которые предъявляются в настоящее время к качеству транспортного обслуживания грузовладельцев и качеству работы самих транспортных предприятий, в том числе железнодорожных.

Качество работы ТЛК и качество транспортного обслуживания грузовладельцев зависит от производительной силы или перерабатывающей способности отдельных звеньев логистической транспортной цепи и ТЛК в целом. Производительной силой системы называется способность вырабатывать определенное количество продукции (работ, услуг) при заданном уровне качества в единицу времени (год, квартал, месяц, сутки и др.) и сохранение системой свойства стабильно воспроизводить и развиваться. Предполагается, что производство материальных благ и услуг осуществляется ритмично.

Учитывая функции и структуру ТЛК, в качестве производительной силы мы будем рассматривать суммарную перерабатывающую способность совокупности логистических транспортных цепей, входящих в состав комплекса.

Таким образом, качество работы ТЛК характеризуется производительностью и производственной мощностью основных фондов, временем простоя транспортных средств и грузов, а также рациональным использованием ресурсов.

Качество транспортного обслуживания, предоставляемого грузовладельцам, в свою очередь, характеризуется достаточной перерабатывающей способностью всех элементов ТЛК; регулярностью выполнения услуг, которая обеспечивает реализацию принципа "доставка груза точно в срок"; приемлемым (сбалансированным) уровнем тарифа и обеспечением сохранности перевозимого груза.

Качество услуги и качество работы ТЛК соотносятся между собой как норма и нормативы, т.е. количественные характеристики работы отдельных подсистем (нормативы) являются поэлементными составляющими критериев, описывающих функционирование ТЛК в целом. Например, нормативы времени нахождения грузов в отдельных звеньях логистической транспортной цепи являются составляющими срока доставки груза и т.д.

Очевидно, что при увеличении удельного веса научно обоснованных и количественно выраженных нормативов повышается эффективность функционирования всех уровней управления ТЛК.

Учитывая необходимость декомпозиции критерия "качество" и наличие нескольких подсистем, обеспечивающих функционирование ТЛК, для построения адекватной экономико-математической модели определения нормативов необходимо применять принципы многоуровневого и многокритериального подхода. В этом случае появляется возможность рационального сочетания учета множества факторов, включаемых в модели, и эффективного алгоритма принятия оптимального решения по ней.

Для построения модели необходимо-ввести понятие "нормообра-зующий параметр". Это такой параметр, варьируя которым можно обеспечить достижение экстремальных или необходимых значений нормативов и норм, выступающих в данном случае в роли критериев оптимальности. В качестве нормообразующих параметров могут выступать: объем работы, количество погрузочно-разгрузочных машин, размеры склада, время работы звеньев логистической транспортной цепи в течение суток, размер выделяемых инвестиций на развитие ТЛК и др.


Предложение авторам статей и книг

 

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100