Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Транспортная логистика

 

Информационные технологии и логика бизнес-процессов экспедиторской компании

Источник: generalfreight.ru

Сегодня внедрение новых информационных технологий - это не просто задача автоматизации деятельности компании, а задача построения оптимальных бизнес-процессов как транзакционного, так и управленческого характера.

Для успешного ведения бизнеса на рынке транспортных услуг информационные технологии должны буквально пронизывать всю деятельность экспедиторской компании, провайдера логистических услуг. И те экспедиторские компании, которые всерьез задумываются о будущем, делают долгосрочные инвестиции в развитие своих информационных и бизнес-технологий.

При выборе и внедрении новых информационных технологий, для их гармоничного и эффективного сочетания с достижениями бизнес-технологий в первую очередь необходимо провести анализ деятельности компании. Не сделав корректного описания бизнес-процессов, бессмысленно переходить к следующим стадиям анализа деятельности компании, тем более к ее автоматизации. Следующая стадия анализа - это оптимизация бизнес-процессов, которая может происходить в двух направлениях. С одной стороны, бизнес-процессы компании перестраиваются с учетом возможностей применяемых новых технологий (систем); с другой - применяемые новые технологии (системы) должны обладать достаточной степенью гибкости, позволяющей адаптировать их к условиям функционирования компании.

Построение и использование комплексной бизнес-модели компании является одним из важнейших проектов в МТК "ЮниТранс". Один из основных документов этого проекта - "Положение по комплексному моделированию компании МТК "ЮниТранс", в котором определены: основные цели и принципы бизнес-моделирования; структура комплексной модели; функции участников построения модели; процедуры создания, рецензирования, согласования иутверждения моделей; принципы и порядок использования комплексной бизнес-модели компании.

Без системы компьютерного моделирования успешная реализация такого проекта вряд ли осуществима. Для нас основными критериями выбора такой системы были: единая среда накопления корпоративных знаний, поддержка различных методологий проектирования, удобство проектирования и оптимизации моделей, организация эффективной коллективной работы над проектами, легкость понимания моделей сотрудниками любой степени подготовки.

Всем этим требованиям отвечает инструментальная среда "ARIS Toolset" компании "IDS prof. Scheer", которая нами и была выбрана. В отличие от множества других средств анализа и проектирования, "ARIS Toolset" обеспечивает комплексный взгляд на анализируемую компанию и используемые в ней технологии, что позволяет работать с моделями нескольких типов: функциональными, информационными, моделями данных, моделями знании, организационными и управленческими.

После выбора информационной среды моделирования необходимо сформировать команду проекта. В нее должны войти руководитель и специалисты компании, от которых требуется хорошее владение методологиями "ARIS", наличие опыта и знаний в области информационных технологий и понимание бизнеса компании.

Непосредственно перед началом моделирования необходимо определить две вещи. Во-первых, определить и утвердить корпоративные стандарты: используемые методологии, соглашения о взаимосвязях объектов, их атрибуты, общие и специальные термины и их структуризацию. В принципе в ходе моделирования можно вносить коррекцию в выбранные стандарты, но при этом команда проекта должна быть в курсе всех изменений. Во-вторых, очень важно описать структуру проекта бизнес-модели компании в одной из методологий "ARIS". Эта структура зависит от конкретных целей проекта. Но главное требование - она должна быть понятна и "прозрачна" для всех: и для разработчиков, и для остальных сотрудников компании. Это относится и к организации структуры базы данных моделей.

Задача начала моделирования заключается в определении ключевых бизнес-процессов компании. Необходимо определить ответственных за бизнес-процессы, выявить так называемых владельцев бизнес-процессов. И вообще каждый процесс и функция в моделях должны иметь своего владельца (исполнителя) - это непременное требование, которое необходимо неукоснительно исполнять.

Границы бизнес-процесса должны определяться не задачами существующего функционального подразделения, а некой логически законченной последовательностью операций (функций). В этом-то и состоит про-цессный подход к моделированию деятельности компании.

Процессы могут быть описаны с разной степенью детализации. Степень детализации или уровни декомпозиции бизнес-процессов определяются в структуре проекта. В системе можно смоделировать несколько вариантов одного и того же бизнес-процесса. Например, описываем бизнес-процесс "как есть" и вариант этого бизнес-процесса "как будет"; причем можно описать несколько вариантов, отражающих разную точку зрения на процесс или этапы преобразования модели "как есть" в модель "как будет".

Используя инструменты "ARIS", можно рассчитать стоимость процессов с помощью точного учета состава операций, их производительности и доли расходуемых ресурсов. Тем самым достигается более гибкий учет затрат по сравнению с традиционными схемами. Правда, для проведения такого рода анализа требуется более детальная проработка моделей, учет стоимости каждой из ее функций и ресурсов.

Модели, созданные при помощи "АRIS Toolset", являются основой для реализации деловых процедур в системах класса "workflow". Это актуально при внедрении системы электронного документооборота, особенно если компания имеет разветвленную сеть представительств и агентов.

На основе построенных моделей, описывающих деятельность компании, автоматически могут быть сгенерированы рабочие инструкции для всех должностных лиц в компании, а также другие технологические документы. При проведении анализа и оптимизации бизнес-процессов компании очень важна вовлеченность не только ее руководителей, но и всех сотрудников. Для этого весь проект с помощью специальных инструментов "ARIS" выкладывается для совместного доступа в интранет-сеть компании. Любой специалист компании, используя обычный WEB-браузер, может просматривать модели и вносить свои замечания и предложения по их оптимизации. Доступность для чтения моделей, расположенных в интранет-сети компании, решает еще и задачу обучения новых сотрудников, а также позволяет каждому комплексно взглянуть на ее деятельность в целом - увидеть цели и задачи, стоящие перед ней; бизнес-процессы, которые обеспечивают достижение целей; свое место и роль в деятельности компании.

Необходимо заметить, что благодаря использованию единой базы данных для хранения моделей, а также встроенных механизмов контроля и поддержки многовариантности моделей, мы делаем глобальное описание деятельности компании только один раз, а затем производим оптимизацию отдельных бизнес-процессов в зависимости от конкретных целей и задач компании.


Предложение авторам статей и книг

 

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100