Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Транспортная логистика

 

Небесный грузооборот

Источник: generalfreight.ru

Самый дорогостоящий вид грузоперевозок в некоторых случаях может быть и самым удобным, особенно при импортных поставках. Кроме того, перевозка определенных групп товаров может быть осуществлена только с помощью авиатранспорта

Авиатранспорт является самым дорогостоящим способом перемещения грузов, однако для многих компаний, в силу целого ряда внутренних причин, а также очевидных преимуществ авиадоставки, он просто незаменим. Между тем, дабы в полной мере использовать эти преимущества, избегая при этом лишних, непродуктивных расходов, логист должен не только отчетливо представлять себе работу всей структуры, обеспечивающей авиаперевозки, но и уметь правильно выбрать подходящего экспедитора и организовать маршруты доставок, знать, как подготовить товар к отправке и где лучше осуществить консолидацию грузов. Но не логистом единым живы достоинства воздушных судов. На практике очень многое зависит еще и от качества организации транспортировки, то есть от того, какие именно контрагенты будут задействованы в этом процессе и насколько слаженно будет выстроено их взаимодействие.

Одной из существенных особенностей воздушного транспорта является то, что грузовладелец не имеет возможности напрямую обратиться к перевозчику, то есть к авиакомпании, а потому между перевозчиком и грузовладельцем обязательно возникает цепочка посредников. С точки зрения российского инициатора движения груза она может выглядеть так, как это показано на рисунке 1.

рисунок 1. Цепочка участников авиаперевозки

рисунок 1. Цепочка участников авиаперевозки

В данной статье будет детально рассмотрена организация авиаперевозок с точки зрения получателя груза, то есть компании-импортера. Некоторые из описанных ниже принципов вполне могут быть применимы и к организации перевозок внутри России, а также экспортных отправок, но особенности, характерные для этих случаев, требуют отдельного рассмотрения и, как мы надеемся, будут освещены в следующих номерах журнала.

ПОДЪЕМНАЯ СИЛА

Авиакомпания – это собственно перевозчик, оказывающий главную услугу, – транспортировку груза из аэропорта отправления в аэропорт назначения с возможными промежуточными посадками и перегрузками. Практически все авиакомпании предоставляют подобные услуги, вариативность присутствует лишь в выборе рейса – он может быть пассажирским, грузовым или чартерным.

Быстрее, выше, сильнее!

При импортных поставках авиатранспорт предоставляет компаниям неоценимые преимущества, такие как:

  • высокая скорость доставки;
  • частое и регулярное сообщение;
  • низкий уровень риска утраты или повреждения товара;
  • низкий уровень фиксированных затрат на одну отправку;
  • отсутствие ограничений на минимальный объем отправки;
  • отсутствие необходимости проходить таможенные пункты транзитных стран и пограничных пунктов страны назначения.

    Главное преимущество пассажирских рейсов – частота и регулярность рейсов (например, авиакомпания Lufthansa имеет четыре ежедневных рейса из Франкфурта в Москву), а также развитая сеть сообщения. Однако невзирая на упомянутую регулярность пассажирские рейсы менее надежны с точки зрения соблюдения сроков доставки. Поскольку основное назначение этих рейсов все же – перевозка пассажиров, постольку коммерческие грузы принимаются на борт в ограниченном объеме и могут в любой момент быть снятыми с забронированного рейса. Причинами отказа от транспортировки груза могут стать:

    • нехватка места;
    • замена типа самолета (что часто случается на регулярных рейсах в зависимости от реального количества пассажиров), из-за чего грузовые места могут не проходить в грузовой люк (типовые размеры люков самолетов указаны в таблице 1);
    • перегрузка;
    • решение командира экипажа.

    Груз большого объема может быть разбит на части и впоследствии консолидироваться в аэропорту назначения, но, как правило, на это уходит немало времени, что автоматически сводит на нет выгоду от скорости доставки авиатранспортом. Кроме того, пассажирские рейсы не принимают некоторые виды опасных грузов, разрешенные для перевозки грузовыми рейсами.

    таблица 1. Размеры загрузочных люков
    Тип самолета Размер грузовых люков (ширина ? высота), см
    А-310 244 ? 171
    181 ? 171
    А-310 244 ? 171
    181 ? 171
    А-320 181 ? 123
    АН-12 310 ? 240
    АН-124 640 ? 440
    АН-24 110 ? 120
    75 ? 141
    АН-26 240 ? 301
    АН-26 200 ? 160
    Боинг-737 88 ? 121
    86 ? 121
    Боинг-767 340 ? 170
    178 ? 170
    ИЛ-62 131 ? 121
    100 ? 126
    107 ? 115
    70 ? 78
    ИЛ-76 340 ? 325
    ИЛ-86 123 ? 230
    184 ? 240
    ТУ-134 120 ? 115
    110 ? 60
    ТУ-154 135 ? 120
    ТУ-204 134 ? 120
    ЯК-40 153 ? 127

    Грузовым рейсом можно отправить более крупный груз (максимальные габариты 600 ? 235 ? 235 см) и при этом быть уверенным в том, что он будет доставлен в соответствии с авианакладной, то есть именно тем рейсом, который в ней указан. Случаи отказа принять груз на борт для грузовых рейсов крайне редки. Если же ваша практика говорит об обратном, то вам впору задуматься о качестве работы экспедитора, отвечающего за отправку груза. И хотя грузовые рейсы не могут похвастать высокой частотой вылетов или обширной сетью сообщения, в рукаве у них на этот случай припасен серьезный козырь – более скромные, в сравнении с пассажирскими, тарифы на перевозку.

    Наконец, в исключительных случаях для осуществления специальных транспортных проектов можно организовать чартерный грузовой авиарейс, то есть зафрахтовать самолет необходимой грузоподъемности для перевозки груза по нужному маршруту.

    Как мы уже упомянули, доставить груз можно при посредстве практически любой авиакомпании, однако очень немногие из них специализируются на грузоперевозках. По мере возможности, отдавать предпочтение следует именно им, так как в этом случае доставка будет более экономичной и надежной.

    В ПОИСКАХ ПОСРЕДНИКОВ АГЕНТ ПО ПРОДАЖАМ И ОБСЛУЖИВАНИЮ

    Или General Sales and Service Agent – это первый и необходимый посредник. Согласно действующей мировой практике авиакомпании не принимают грузы непосредственно у грузоотправителей, поэтому обойтись без агента невозможно в принципе. В организации грузоперевозок он берет на себя функции по:

    • продаже свободного места на авиарейсы обслуживаемой им компании;
    • наземной обработке грузов в аэропорту;
    • бронированию мест;
    • информационному сопровождению.
    Агентов можно условно поделить на две группы: одни сами обслуживают грузоотправителей, другие – взаимодействуют только с экспедиторскими компаниями. Стремясь сократить количество звеньев между импортером и авиакомпанией, можно попытаться поручить организацию авиаперевозки непосредственно агенту. Это имеет смысл, если:
      1) агент согласен принять груз у компании-отправителя (то есть работает напрямую с грузоотправителями);
      2) агент обслуживает авиакомпанию, которая осуществляет рейсы по нужным маршрутам;
      3) есть возможность передать груз на склад агента (это важно, поскольку большинство агентов не предоставляет дополнительные услуги вроде доставки «от двери до двери»).

    Идеальный пример такого взаимодействия – работа с агентом, обслуживающим авиакомпанию, которая осуществляет регулярные грузовые рейсы нужного сообщения. В этом случае, за счет отсутствия лишних посредников, необходимый сервис будет оказан с высоким уровнем надежности по минимальному тарифу.

    ЭКСПЕДИТОР В СТРАНЕ ОТПРАВЛЕНИЯ

    Это второй необходимый посредник. К его услугам скорее всего придется прибегнуть в ситуациях, когда:

      1) перевозка осуществляется по маршруту, обслуживаемому рейсами нескольких авиакомпаний. Основной упор отправитель делает на то, что груз должен быть доставлен в кратчайшие сроки, выбор же конкретного перевозчика вторичен. В этом случае экспедитор, который не привязан к конкретной авиакомпании, более того, имеющий возможность передать груз в разные аэропорты отправления, сможет подобрать наиболее подходящий вариант;
      2) необходимо доставить груз в аэропорт отправления наземным транспортом;
      3) требуются дополнительные услуги по обработке груза (например, переупаковка, наполнение тары сухим льдом, раскомплектация);
      4) необходимо экспортное оформление.

    ЭКСПЕДИТОР В СТРАНЕ НАЗНАЧЕНИЯ

    таблица 2. Критерии необходимости привлечения экспедитора в стране назначения
    Экспедитор нужен, если Экспедитор не нужен, если
    1. Компания нуждается в авиаперевозках редко, нерегулярно.
    1. Перевозки осуществляются регулярно, при этомгеография поставщиков определена и известна.
    2. Компания впервые столкнулась с новым для себя направлением (появился новый поставщик).
    2. Нет проблем с оплатой счетов за услуги, выстав-ленных нерезидентами (то есть иностранными ком-паниями).
    3. В компании отсутствует квалифицированный персонал, способный организовать работу с зарубежными экспедиторами.
    3. В штате компании есть персонал, владеющийиностранными языками, разбирающийся в вопро-сах импорта и транспортировки
    4. Компания не имеет возможности оплачивать счета за услуги, выставленные иностранными компаниями

    Примечание. В этом перечне отсутствует критерий, связанный с импортным таможенным оформлением. Дело в том, что зачастую компании пользуются пакетом услуг: доставка + таможенное оформление. Целесообразность покупать эти услуги пакетом весьма спорна. В любом случае при выборе экспедитора логист компании должен отдельно оценить качество услуг по доставке и отдельно же – качество услуг по таможенному оформлению. Если они неравнозначны, то имеет смысл привлекать разные компании для решения этих задач. Пользоваться услугами определенного экспедитора только потому, что его брокеры успешно осуществляют таможенную очистку – неверно.

    С точки зрения российского импортера – это российский экспедитор. Сегодня на рынке действуют сотни компаний, предлагающих услуги, включающие:

    • доставку груза «от двери до двери»;
    • импортное таможенное оформление;
    • страхование;
    • информационное сопровождение (отслеживание и разрешение возникающих проблем и т. д.).

    Чтобы определить, нужен ли такого рода посредник (как правило, его услуги обходятся недешево) или не нужен, рассмотрим критерии включения этого звена в цепочку перевозки (таблица 2).

    Обратите внимание!

    Стоит как минимум насторожиться, а как максимум – задаться вопросом о возможности дальнейшего сотрудничества с экспедитором, если последний:

    • не может быстро представить тариф на доставку в интересующем направлении;
    • не в состоянии сразу назвать агента, через которого он планирует работать;
    • не дает ответа на оперативные запросы в течение суток.

      Допустим, компания решила, что без посредника ей никак не обойтись. Но как выбрать подходящего посредника, ведь претендентов-то на вакантное место масса? В первую очередь необходимо разобраться, как организована работа компаний-экспедиторов. Если компания, называющая себя экспедиторской, просто имеет налаженные контакты с иностранными экспедиторскими компаниями, и фактически перепродает их услуги, то перечень реально оказываемых услуг будет невелик и включать в себя: 1) информационное посредничество и 2) финансовые услуги по оплате зарубежных счетов.
      Первый вид услуг имеет коммерческую стоимость только в том случае, если обладает должным качеством, то есть сотрудник, принимающий заявку на доставку груза и передающий ее реальному исполнителю, ретранслирует информацию в полном объеме и своевременно. Иначе такое посредничество приносит вред, и весьма ощутимый. И помните, что сколь бы качественной (вплоть до идеальной) не рисовалась вам работа посредника, стоимость ее не должна быть слишком высокой. Обычно конечная сумма складывается из реальной стоимости фрахта воздушного судна и наценки посредников. Обычно экспедиторы начинают поговаривать о 50% и более, однако даже наценка в 30–40% представляется чрезмерной. Так что можно смело требовать скидок и с такой наценки.

      «Перелетные» группы товаров

      Воздушный транспорт оправданно использовать для доставки:

        1) скоропортящейся продукции, то есть товаров, отличающихся биологически коротким жизненным циклом, например, цветов, свежего мяса и рыбы (имеются в виду элитные сорта, доставляемые в рестораны и магазины охлажденными);
        2) ряда грузов, требующих отрицательных температур хранения (например, проб и реагентов для биологических исследований и т. д.);
        3) дорогостоящих товаров. Чем меньше транзитное время (время в пути), тем выше показатель оборачиваемости капитала. Кроме того, отправка воздухом обеспечит лучшую сохранность товара, что снизит страховые издержки и возможные потери от порчи или утери товара;
        4) товаров или компонентов, в которых возникла срочная потребность, то есть срочных разовых заказов (например, редких запчастей для вышедших из строя производственных механизмов, лекарств, медицинских расходных материалов и т. д.). Как правило, за такими поставками по воздуху стоит неправильно организованная система управления запасами, однако не стоит забывать, что любая, пусть даже и оптимально выстроенная система все же предполагает случаи дефицита, а некоторые чрезвычайные ситуации и вовсе не поддаются прогнозированию. Завышенные расходы на авиадоставку в этих относительно редких случаях вполне компенсируются экономией на содержании сверхнормативных запасов.

        В идеале российский экспедитор должен организовать перевозку, опираясь на свою сеть агентов, то есть предприятий, осуществляющих автомобильные перевозки, страховых компаний и прочих посредников, комбинируя из них оптимальную цепочку в соответствии с пожеланиями клиента. Другой вариант – это российский филиал компании, имеющей разветвленную международную сеть.

        В дополнение к описанным выше критериям оценки соответствия экспедитора вашим требованиям можно добавить еще два.

        Допустимые габариты и масса грузов при авиаперевозках

        Загрузка авиалайнера (ВС – воздушного судна) бывает боковая и фронтальная (зависит от типа ВС), в универсальные авиационные контейнеры и на авиационные поддоны. При отправках груза в багажных отсеках пассажирских самолетов определяющими обстоятельствами являются размер багажного отсека и размер люка самолета. Также при загрузке в контейнеры необходимо учитывать что «Полуразмерный контейнер для нижней палубы» не имеет правильной (прямоугольной) формы, а сами контейнеры и авиационные поддоны различны для разных типов ВС. Максимально допустимая к перевозке масса одного места тяжеловесного груза зависит от максимально допустимой удельной нагрузки на пол воздушного судна.

        Самолет ИЛ-86 предназначен для перевозки пассажиров и больших объемов грузов на маршрутах средней дальности при максимальной коммерческой загрузке 42 т. Грузы располагаются в контейнерах на нижней палубе в двух грузовых отсеках. При необходимости возможна перевозка крупногабаритных грузов, габариты которых не превышают указанных в таблице. Существует три варианта загрузки самолета:

          1) 8 контейнеров и груз россыпью;
          2) 12 контейнеров и груз россыпью;
          3) 16 контейнеров и груз россыпью.

        Максимальные габариты грузов, перевозимых в контейнерах АК, – 1,5–1,30 ? 1,10 ? 1,30 м. Габариты загрузочных люков:
        1-го грузового отсека – 1750 ? 1780 ? 2500 мм, 2-го грузового отсека – 1750 ? 1780 ? 2350 мм.

        Допустимые габариты и массы грузов

        Высота груза, см
        Ширина груза, см
        10
        20
        30
        40
        50
        60
        70
        80
        90
        100
        110
        120
        130
        140
        10
        450
        450
        450
        450
        450
        450
        450
        450
        440
        430
        420
        390
        360
        330
        180
        200
        200
        200
        200
        200
        120
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        20
        450
        450
        450
        450
        450
        450
        450
        450
        440
        430
        420
        390
        360
        330
        180
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        30
        450
        450
        450
        450
        450
        450
        450
        450
        430
        420
        390
        360
        330
        320
        180
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        220
        40
        450
        450
        450
        450
        450
        450
        440
        430
        420
        390
        330
        320
        320
        310
        180
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        50
        450
        450
        450
        450
        450
        440
        430
        420
        390
        360
        330
        320
        310
        300
        180
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        60
        450
        450
        450
        450
        450
        440
        430
        420
        390
        360
        330
        320
        310
        300
        180
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        70
        450
        450
        450
        440
        430
        420
        400
        390
        370
        330
        320
        310
        300
        300
        180
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        80
        450
        450
        440
        430
        420
        410
        370
        360
        340
        330
        320
        310
        300
        300
        180
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        90
        440
        440
        430
        420
        390
        380
        350
        340
        330
        320
        310
        300
        300
        300
        175
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        100
        430
        430
        420
        390
        360
        350
        330
        330
        320
        310
        300
        300
        300
        300
        170
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        110
        420
        420
        390
        360
        330
        330
        320
        320
        310
        300
        300
        300
        300
        300
        170
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        120
        390
        390
        360
        330
        330
        320
        320
        310
        310
        300
        300
        300
        300
        300
        155
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        130
        360
        360
        330
        320
        310
        310
        300
        300
        300
        300
        300
        300
        300
        300
        145
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        200
        Длина груза, см
        -
        -
        -
        -
        -
        -
        -
        -
        -
        -
        -
        -
        -
        -
        Масса груза, кг
        -
        -
        -
        -
        -
        -
        -
        -
        -
        -
        -
        -
        -
        -

        Во-первых, крайне желательно, чтобы показатель грузооборота компании был сопоставим с показателем грузооборота экспедитора. Если первый намного превышает второй, то велик риск того, что экспедитор не справится с предложенным товаропотоком. Если же второй превышает первый (например, небольшой импортер медицинского оборудования пытается наладить сотрудничество с компанией из первого десятка всемирно известных экспедиторов), то есть опасения не получить от экспедитора должного внимания, а следовательно, и надлежащего уровня сервиса.

        Во вторых, при импортных поставках требования к грузосопроводительной документации должны выполняться строго и неукоснительно. Если есть малейшие сомнения в том, что посредник правильно выполнит все инструкции грузовладельца, то от него лучше отказаться.

        УРОКИ ГЕОГРАФИИ

        Организацию перевозки можно поручить грузоотправителю. У такого решения есть как достоинства, так и недостатки. К достоинствам можно отнести избавление от необходимости организовывать отправку груза, а также, в отдельных случаях, от самой ответственности за груз до его прибытия в аэропорт назначения. Когорта же недостатков будет повесомее: это и завышенная стоимость доставки, и неаккуратность вкупе с негибкостью в формировании пакета сопроводительных документов, и привлечение удобных отправителю, а не вам, экспедиторов, которые зачастую не знают многих особенностей доставки грузов в Россию. Но если все же такой вариант неизбежен, то особое внимание надо уделить проверке правильности сопроводительных документов и, в обязательном порядке, проверке соответствия аэропорта назначения и адреса грузополучателя. Представление зарубежных транспортных компаний о российской географии весьма причудливо: отнюдь не миф случаи, когда груз, предназначенный для Хабаровска, отправлялся по авианакладной до аэропорта «Шереметьево» в Москве (в Европе-то от столицы государства до его городов рукой подать, можно и на машине довезти груз). А вы говорите – география!


        Предложение авторам статей и книг

         

           

         

         

        О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
         
            Реклама на BizEducation   Rambler's Top100