Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Транспортная логистика

 

Современное состояние и проблемы информационного обеспечения морской деятельности


А.И. Панкратов, заместитель руководителя Федерального агентства по информационнымтехнологиям
Источник: securpress.ru

Среди многих известных политических деятелей, ученых и специалистов индустриально развитых стран мира ширится понимание того, что XXI век неизбежно станет началом новой эры глобального научно-технического и промышленного освоения Мирового океана.

Россия – великая морская держава. Это величие основывается на вкладе нашего государства в изучение Мирового океана, в развитие морского судоходства и в международную морскую деятельность, а также на географическом положении нашей страны (границы России омывают 12 морей и три океана).

Современная Россия обладает мощным морехозяйственным комплексом, включающим в себя промышленное рыболовство, торговое судоходство, добычу с морского дна полезных ископаемых и другие виды хозяйственной деятельности, научно-техническим комплексом по исследованию океанов и морей, военно-морским и транспортным флотами.

Вместе с тем, в настоящее время существует разобщенность информационных систем и информационных ресурсов, используемых для осуществления морской деятельности.

Значимость информационного обеспечения морской деятельности подтверждена Морской доктриной Российской Федерации до 2020 года, в которой в специальном разделе определены направления развития морских информационных навигационных систем, информационных систем о морской деятельности, включая Единую систему информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО), Единую государственную систему освещения надводной и подводной обстановки (ЕГ-СОНПО) и глобальные информационные системы.

В то же время, на практике создание информационных систем и информационных ресурсов, обеспечивающих морскую деятельность, сегодня реализуется в целом ряде федеральных целевых программ, таких как:
- « Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» , одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г . № 232-р (государственный заказчик-координатор-Министерство транспорта Российской Федерации), подпрограмма «Внутренний водный транспорт», ряд мероприятий которой ориентирован на оснащение современным электронным оборудованием (компьютеризация продажи билетов, средства связи и информатики и т. д.) береговых пассажирских вокзалов, а также подпрограмма «Внутренние водные пути», в задачи которой входит создание информационных систем для обеспечения безопасности судоходства;
- «Мировой океан», утвержденная постановлением Правительства РФ от 10 августа 1998 г . № 919 (государственный заказчик-координатор-Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации), подпрограмма «Создание Единой системы информации об обстановке в Мировом океане» ;
- «Глобальная навигационная система», одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 г . № 282-р. (государственный заказчик-координатор - Федеральное космическое агентство).

Опыт реализации программ показал, что эффективной координации, унификации и стандартизации взаимодействия информационных систем, технологий и ресурсов практически не осуществляется.

Образованные в ходе административной реформы в 2004 году Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации (Мининформсвязи России) и Федеральное агентство по информационным технологиям (Росинформтехнологии) призваны обеспечить широкие возможности в решении задач координации развития, унификации и стандартизации различных ведомственных информационных систем и технологий.

Опыт реализации программ показал, что эффективной координации, унификации и стандартизации взаимодействия информационных систем, технологий и ресурсов практически не осуществляется.

C 2002 года началась реализация федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г . № 65, (государственным заказчиком – координатором Программы определено – Мининформсвязи России, а Росинформтехнологии определено одним из государственным заказчиков Программы).

В рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» реализуется проект по созданию пространственно распределенной системы межведомственного взаимодействия. В 2005 году запланировано создание портала Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации (Морская коллегия).

Одновременно происходят изменения системы государственного строительства и управления, затрагивающие сферу морской деятельности и инфокоммуникаций.

Так 2001 год стал годом образования Морской коллегии, которая с 2004 года согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2004 г . № 215 «Об упорядочивании состава координационных, совещательных и иных органов и групп, образованных Правительством Российской Федерации», возглавляется Председателем Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадковым.

Указанные изменения свидетельствуют о понимании на государственном уровне актуальности вопроса совершенствования морской деятельности. При этом существует ряд проблем информационно-технологического обеспечения, без решения которых подобная задача может оказаться недостижимой. Это и неразвитость информационной инфраструктуры, и отсутствие интеграции информационных ресурсов, посвященных морской деятельности, и ведомственная разобщенность.

Для устранения указанных барьеров необходима организация работ, ориентированных на развитие информационно-технологического обеспечения морской деятельности в следующих направлениях:

- создание портала Морской коллегии и его интеграция с ЕСИМО, ЕГСОНПО и других информационных систем и ресурсов министерств, ведомств и организаций (в том числе по экономическому блоку) с одновременным расширением их информационных и функциональных возможностей, с учетом возможного единства информационно-технологической инфраструктуры органов государственного управления, связанных с морской деятельностью;
- обеспечение широкой общественности полной, оперативной и удобной для использования информацией о целях и задачах, ходе реализации, достижениях, перспективах развития информационно-аналитической системы о морской деятельности;
- отработка перспективных подходов к созданию и развитию информационных ресурсов комплексных государственных программ и коллегиальных органов государственного управления;
- информатизация органов исполнительной власти субъектов Федерации в части морской деятельности (на основе портала Морской коллегии).

При этом развитие портала Морской коллегии следует осуществлять в двух направлениях – в качестве средства поддержки принятия решений и в качестве средства взаимодействия субъектов морской деятельности между собой и с обществом.

Важное значение имеет интеграция портала Морской коллегии с информационно-технологической инфраструктурой предупреждения о чрезвычайных ситуациях на море и внутренних водах.

Мининформсвязи России в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» на 2006 год запланировало исследование, направленное на решение задач унификации и стандартизации применяемых информационных технологий и интеграции информационных систем, информационных ресурсов применяемых в морской деятельности.

В рамках этого исследования предусматривается усилить межпрограммную координацию реализуемых различными министерствами и ведомствами федеральных целевых программ, в части информатизации морской деятельности, и разработать эффективные механизмы горизонтальной кооперации между исполнителями работ при решении задач, касающихся развития морской деятельности и ее информационно-технологического обеспечения.


Предложение авторам статей и книг

 

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100