Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Складская логистика

 

Минимум затрат – максимум эффективности. Используем малую механизацию

Е. Сагизлы
Источник: «Склад и Техника» №8/2005

Как правило, на всех этапах складских работ погрузочные (разгрузочные) операции выполняют по технологическим регламентам, зависящим от характера груза и максимально выгодным для организатора работ, который отвечает за их качество и безопасность. Часто в комплексе с высокопроизводительными грузоподъемными машинами для выполнения основных и вспомогательных технологических операций при хранении и перегрузке товаров используют так называемые средства малой механизации.

Реально устройство склада всегда связано с индивидуальным проектированием и изготовлением несущих конструкций для хранения и транспортировки грузов. На современном рынке складских услуг выигрывает тот, кто может обеспечить наилучшие условия сохранности и переработки груза, то есть тот, кто лучше оснащен. Поскольку в нашей стране предприятия – организаторы складских работ зачастую являются отнюдь не собственниками, а лишь арендаторами складских помещений, выбор тех или иных средств механизации напрямую зависит от конструктивных особенностей здания (сооружения), на территории которого расположен склад. Бывает так, что многие из арендуемых помещений не приспособлены для установки тяжелого грузоподъемного оборудования с машинным приводом, должного обеспечить обслуживание всей площади склада (прокладка подкрановых путей и т. п.). Здесь на помощь и приходят средства малой механизации.

К средствам малой механизации погрузочно-разгрузочных работ можно отнести следующие механизмы, устройства и приспособления, кроме машин (машина – это совокупность деталей и механизмов, конструктивно объединенных в единую систему, исполнительные механизмы которой приводятся в движение от источника энергии любого происхождения, кроме мускульной силы человека.):
Мобильный подъемный стол с рольгангом г/п 1 т и высотой подъема до 1330 мм

• любые грузоподъемные механизмы малой производительности с ручным приводом грузоподъемностью до 5 т, включая шестеренные и червячные тали (тельферы), монтажно-тяговые механизмы, лебедки, домкраты, подъемники;

• навесные грузозахватные приспособления, включая гравитационные захваты, где захват происходит под действием силы тяжести самого груза, (например, клещевые), стропы разных типов (канатные, цепные, текстильные), грузовые траверсы;

• грузозахватные приспособления на вилы погрузчиков (съемные траверсы на зажимах, платформы, крюковые стрелы);

• напольные колесные средства транспортировки и подъема грузов, перемещаемые вручную (платформенные тележки; вилочные гидравлические тележки, тележки-штабелеры);

• мобильные перегрузочные устройства;

• консольные краны напольные или настенные с ручным приводом;

• рольганги и роликовые дорожки;

• уравнительные столики с ручным приводом;

• пандусы или переходные мостики (аппарели);

• несущие средства пакетирования (поддоны плоские, стоечного и ящичного типов) и др.

О таких средствах механизации подъемных работ, как ручные лебедки, тали и прочие монтажно-тяговые механизмы, мобильные перегрузочные мосты, наш журнал уже довольно подробно рассказывал. (См., например, статьи «Средства малой механизации» («СиТ» № 9, 2004 г.), «Docking Systems: перегрузка без проблем» («СиТ» № 8, 2004 г.).
Устройства для перевозки и опрокидывания мусорных контейнеров и бочек

Строп (от голл. strop, буквально – петля) является наиболее простым устройством, применяемым при транспортировке и подъеме грузов. Как видно из названия, это грузозахватное приспособление представляет собой одну или несколько петель, выполняемое обычно из каната (канатный строп) или цепи (цепной строп) в одну или несколько ветвей и часто снабженное на конце крюком, скобой, кольцом и т. п. В качестве стропов используют также текстильные ленты, сетки, полотнища и др. Строп с автоматически действующим захватом называется автостропом.

Он служит для зачалки-расчалки грузов в труднодоступных местах и находит применение для захвата контейнеров, пакетов и др. В нашей стране чаще используются стропы подешевле, сделанные из металлических канатов, а за рубежом обычно применяют более дорогие, зато и более безопасные цепные и текстильные стропы. Они не пачкают и не ранят руки острыми концами порванных проволок, и при их обрыве вероятность получить травму значительно меньше. На отечественном рынке присутствует большое количество этой продукции и зарубежных, и отечественных производителей. В силу простоты изготовления многие российские компании занимаются простой сборкой стропов из комплектующих.
Тележка с системой роликов для перегрузки и транспортировки поддонов с грузом в очень ограниченном пространстве. Строительная высота всего 70 мм

Для перегрузки «проблемных» грузов, например, гибких длинномерных изделий, грузов со смещенным центром тяжести, применяют различные грузовые траверсы, изготавливаемые по индивидуальным проектам. Это позволяет оптимизировать погрузочно-разгрузочные процессы, одновременно использовать имеющуюся грузоподъемную технику и учесть особенности груза или способа его складирования. Например, пруток при строповке только стропами на крюк крана имеет большой прогиб, поэтому при его перегрузке обойтись без грузовой траверсы невозможно, даже при наличии козлового крана с большой высотой подъема крюка. Использование траверсы позволяет производить захват груза стропами одновременно в нескольких местах и равномерно распределить нагрузку.

На открытых площадках и в помещениях, где невозможно установить кран, на помощь приходят мобильные перегрузочные устройства (МПУ). Это напольные, ручные конструкции мостового типа на колесных опорах грузоподъемностью до 5 т и высотой подъема крюка до 5 м. МПУ могут заменять кран-балки (краны мостовые однобалочные).
Устройства для транспортировки грузов компании Georg Kramp GKS-Perfekt

Эти устройства применяют и при загрузке длинномерных грузов в 40-футовые контейнеры. Погрузку длинномера в контейнер проводят с использованием одновременно двух и более МПУ, установленных на направляющие. По окончании погрузки МПУ выкатывают на открытую площадку, и они готовы к следующему циклу работ. С их помощью можно разгружать автотранспорт на открытых площадках, не оборудованных кранами, а также обслуживать колесную технику для штабелирования грузов на поддонах (вилочные погрузчики и проч.).

Мобильные перегрузочные устройства, грузовые траверсы, в том числе на вилы погрузчиков, захваты, пирамиды для перевозки и хранения панельных и листовых материалов и другие устройства индивидуального изготовления (конструкции фирмы «НИДЭКС») изготавливают ООО «Бекеронжилсервис» (Москва), ЗАО «АГ-Профиль» (Московская обл., г. Ступино) и другие производители.

Консольные краны напольные и настенные с ручным приводом предназначены для работы с грузами небольшой массы и малых габаритных размеров. Используются для перемещения груза от одного рабочего места к другому.

Однако, наверное, самым популярным средством малой механизации являются тележки. На складах применяют множество моделей тележек – двухколесные ручные, напольные опрокидывающиеся, гидравлические с подъемными вилами грузоподъемностью 0,5...3,0 т, платформенные четырехколесные, тележки-штабелеры.

Грузовые ручные тележки оснащены съемными или жестко закрепленными приспособлениями, обеспечивающими устойчивость различных грузов. Тележки для перемещения бочек, медведки снабжены специальными предохранительными скобами и имеют приспособления для защиты рук в случае падения или смещения грузов с тележки. На наиболее простых моделях – два колеса, но есть и другие варианты, например для перевозки по лестнице с двумя вращающимися блоками колес по три колеса в каждом. Некоторые компании (например, «Наш металл», ТФН, обе – Москва) предлагают и конструкции-трансформеры, которые путем несложных манипуляций можно из двухколесных превратить в четырехколесные.

Грузовые четырехколесные тележки грузоподъемностью до 50 кг применяют для перемещения отдельных легковесных грузов, тележки грузоподъемностью 0,25...1,0 т – для перемещения отдельных грузов или мелких штучных грузов на поддонах или в таре. При перемещении грузов массой более 300 кг передние колеса ручных тележек должны быть управляемыми.

При выполнении работ с тарными и штучными грузами используют разные виды тары-оборудования и специализированные грузозахватные ограждения (сетчатые борта) или приспособления, исключающие падение грузов.

Тележки с подъемной платформой или подъемными вилами с ручным или ножным гидравлическим рычажным приводом подъема груза применяют для внутрискладских перемещений грузов в таре размерами 800х600 и 600х400 мм. Вилочные тележки (и аналогичные им конструкции, например для перевозки бумажных и др. рулонов) имеют очень большое число модификаций и различаются длиной и шириной вил, числом роликов, материалами, из которых изготовлены корпус, колеса и ролики. Некоторые модели тележек комплектуют электронными весами и принтерами этикеток. Различают также модели традиционного типа (высота подъема около 190 мм) и модели с высоким подъемом вил – до 800 мм, которые можно использовать в качестве рабочего стола при комплектовании заказов.

Близки по конструкции тележки-штабе
леры (или ручные гидравлические штабелеры). Максимальная грузоподъемность разных моделей находится в пределах 0,5...2,0 т, высота подъема груза не превышает 2 м. Гидравлические тележки и штабелеры производят практически все компании, специализирующиеся на производстве техники для штабелирования грузов. Из зарубежного оборудования наиболее популярны модели из Германии (фирмы Pfaff, Jungheinrich и др.), Швеции (ВТ), Финляндии (Rocla), Польши (Lema), Чехии (Belet), изделия болгарских производителей.

Большое количество недорогих гидравлических тележек поставляют в нашу страну из Китая. Например, широкий ассортимент недорогого, но качественного оборудования предлагает китайский концерн NOBLELIFT, дилерами которого на территории России является компания «Транслайт».

Отечественных производителей этой продукции значительно меньше. Тележки гидравлические «Тура» Т-25, штабелеры гидравлические «Тура» Т-1015 и Т-1030 производят на оборонном предприятии «Уралгидравлика» (Свердловская обл., г. Лесной), тележки PПП-25 00 (г/п 2,5 т) – на калининградской фирме «Балтийский силач». Тележки с подъемными вилами ТВ-2, тележки грузовые ТГ-0.5 и др., тележки-штабелеры ТШ-16-10 выпускает ОАО «ОМЗ «Транспрогресс» (Московская обл., г. Орехово-Зуево).

Интересные и разнообразные специализированные устройства для перемещения грузов вручную, в том числе транспортировки и разворота тяжелого оборудования (до 200 т), выпускает немецкая компания Georg Kramp GKS-Perfekt. Некоторые модели оснащены гидравлическим приводом подъема.

Рольганг (от нем. rollgang), иначе – роликовый конвейер, это устройство для транспортировки штучных грузов. Оно состоит из системы цилиндрических или дисковых роликов (реже – шариков), по которым груз перемещается под действием собственного веса (при наклонном расположении системы), с помощью двигателя или подталкиванием вручную.

Помимо того, что роликовые конвейеры применяют как самостоятельное транспортное средство, роликовые дорожки используются как составная часть так называемых гравитационных (роликовых) стеллажей, подъемных столов и тележек. При кажущейся простоте конструкции неприводные рольганги или рольганги с гидроприводом достаточно разнообразны и могут быть выполнены с регулируемой высотой, поворотными, с роликами из нержавеющей стали или пластика, специальными – для перемещения пакетированных грузов, стекла и хрупких грузов, высокоточными (для технологических операций) и т. д. Протяженность и ширину конструкций обычно определяет заказчик. В нашей стране рольганги и роликовые дорожки разных типов разрабатывают и производят такие компании, как, например, «Максстор», «Фруктонад групп», НПП «Конвейер» (все – Москва).

Телескопические и мачтовые подъемники с механическим приводом применяют для транспортировки и подъема грузов в узких проходах, при монтаже потолков, вентиляционных систем и др. В нашей стране наиболее известны устройства компаний Genie Industries (США) и UpRight (США–Ирландия). Популярностью пользуются и модели серии ПГ, которые выпускает ижевский электромеханический завод «Купол».

Выбирая из очень кратко и неполно перечисленных нами средств малой механизации, важно помнить, что они не только помогут не перегружать перекрытия этажей вашего склада, но и сэкономят дефицитную площадь, а также деньги, зачастую совсем немалые.



Подъемная тележка плюс платформа

Оборудование тележек с подъемными вилами въездной рампой, рабочей платформой и устройством предохранения груза от скатывания с целью обеспечения возможности сборки, обслуживания и ремонта небольших изделий типа газонокосилок, сварочных аппаратов, небольших двигателей и т. д. значительно расширяет технологические возможности этих устройств. Платформа из рифленого алюминиевого листа с небольшой откидной рампой (250х800 мм) позволяет легко переместить груз непосредственно на платформу тележки, а затем выполнять операции с ним на нужной высоте.

Въездная рампа одновременно выполняет функции устройства предохранения от скатывания. Рабочая платформа размерами 1200х800 мм и максимальной грузоподъемностью 400 кг выполняется независимой от тележки. Рабочий подводит тележку под площадку платформы и фиксирует ее на тележке. Подобным образом без затруднений можно снова разделить платформу и тележку.

Эта конструкция создана специалистами компании Grusе (ФРГ), которая помимо электроприводной техники выпускает и большое число средств малой механизации с ручным (гидравлическим) приводом.



Предложение авторам статей и книг

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100