Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Менеджмент > Управление персоналом> Обучение и адаптация персонала

 

Эффективность корпоративного обучения

Н.А. Костицын
Источник: hr-portal.ru

Корпоративное обучение, как инструмент организационного развития, все чаще рассматривается руководителями в качестве выгодной сферы инвестирования. Какова прибыльность инвестиций в обучение персонала, как ее можно измерить и за счет чего ее можно повышать? Ответы на эти вопросы мы предлагаем в данной статье

Затраты на корпоративное обучение. Мировой опыт
Ежегодно крупные западные компании тратят от 2 до 5% своего бюджета на обучение и развитие персонала. В 80-х гг. расходы на внутрифирменную подготовку кадров в различных корпорациях составили от 42 до 750 млрд. долл. (суммы даны без учета зарплаты работников, проходивших обучение, если их учесть, суммы почти удвоятся). Данные представлены в Таблице 1.


Корпорация

Млн. долл.

% от затрат на оплату труда

IBM

750

5%

Дженерал электрик

260

2%

Ксерокс

257

4%

Тексас инструментс

45

3,5%

Моторола

42

2,6%

В Канаде на обучение одного работника организациями выделяется более 500 долл. в год. В США – 263 долл. Для сравнения, затраты крупного машиностроительного комплекса в Санкт-Петербурге на обучение одного сотрудника в 2002 году составили всего 34 долл. (см. Рис. 1)




Прибыльность инвестиций в корпоративное обучение. Мировой опыт
Такие высокие затраты западных компаний на повышение квалификации сотрудников не случайны. Исследователи утверждают, что сейчас экономический эффект от вложений в развитие персонала более высокий, чем от вложений в средства производства. Недавние исследования, проведенные в 3200 американских компаниях Р. Земски и С. Шамаколе (Университет штата Пенсильвания), показали, что 10%-е увеличение расходов на тренинг персонала дает прирост производительности труда 8,5%, в то время как такое же увеличение капиталовложений дает прирост производительности только 3,8%.
Cпециалисты Американского общества тренинга и развития (ASTD) подсчитали, что 1 доллар, вложенный в развитие персонала, приносит от 3 до 8 долл. дохода. А в компании Motorola каждый доллар, вложенный в образование, приносит 33 доллара прибыли.Разработанная и внедренная на одном из предприятий Motorola в 1987 году программа повышения качества Six Sigma позволила снизить показатель брака до 0,1% и сократить на 84% затраты, связанные с низким качеством.
Таким образом, инвестиции в обучение персонала западных компаний могут приносить компаниям не только прибыль, но и сверхприбыль.


Затраты на корпоративное обучение. Российский опыт

В ходе исследования, проведенного представителями компании «ТОП-МЕНЕДЖМЕНТ КОНСАЛТ: Персонал 911» , выяснилось, что российские компании тратят на обучение персонала чуть более 2% от ФОТ (см Рис. 2).

 

Исследование компании , CBSD показывает, что: затраты разных компаний на тренинговые услуги варьируются в пределах до 20% бюджета. Закономерность такова, что чем крупнее компания, тем больше средств, как в натуральном, так и в процентном соотношении, она тратит на образование своих сотрудников.

Прибыльность инвестиций в корпоративное обучение. Российский опыт
Российская практика измерения экономической эффективности корпоративного обучения находится в стадии становления. Однако исследователи и практики уже сейчас представляют весьма интересные данные.
В. Потребич, исследовал динамику изменения объемов продаж у 72 продавцов-консультантов ТД «Техносила», после проведения традиционного тренинга продаж.


Таблица 2 Динамика послетренингового увеличения продаж

Показатели

1 месяц

2 месяц

3 месяц

Количество продавцов, увеличивших объемы личных продаж

94%

90%

32%

Увеличение объема личных продаж

12-117%

8-186%

12-47%

Прирост по суммам выписанных чеков

16-86%

14-48%

Без изменений

Из таблицы видно, что экономический эффект от тренинга достигает своего максимума в течении первых двух месяцев, а затем стабилизируется.
Значимость результатов исследования подчеркивает и тот факт, что такие переменные как а) ассортимент; б) своевременные и эффективно выстроенные, регулярно проводимые рекламные акции; в) система оплаты труда; г) конкурентноспособная цена на товар, не имели существенных колебаний (скачков) на протяжении всего периода анализа пред- и послетренингового периода. В расчет также принималась поправка на сезонность продаж.
Относительно эффективности обучения руководителей и специалистов, результативность которых невозможно напрямую привязать к объемам продаж и тем самым измерить отдачу от вложений в их обучение, распространенных данных практически нет. Но есть уверенность, что в ближайшее время они появятся.


Оценка эффективности корпоративного обучения

Как оценить эффективность корпоративного обучения? Существует несколько подходов.

Модель Киркпатрика
Наиболее комплексным и распространенным подходом к оценке корпоративного обучения является модель Киркпатрика. Модель описывает четыре последовательных уровня оценки результатов тренинга.

  • Реакция: насколько обучение понравилось участникам.
  • Усвоение: какие факты, приемы, техники работы были усвоены в результате обучения.
  • Поведение: как в результате обучения изменилось поведение, действия участников в рабочей обстановке.
  • Результат: каковы осязаемые результаты обучения для организации, измеренные через сокращение затрат, сроков, улучшение качества и т.д.

    Возврат на вложенный капитал
    В качестве пятого уровня модели Киркпатрика используют формулу, предложенную Дж. Филипсом:

    Возврат на вложенный капитал (ВВК) = Финансовые результаты обучения (добавленная стоимость) / Затраты на обучение.

    Однако изменение значимых показателей деятельности, таких как увеличение объема продаж, сокращение затрат, улучшение качества и другие могут быть связаны не только с проведенным обучением, но и с самыми разными обстоятельствами (Кларин, 2002).

    Изменение балансовой стоимости
    Еще один подход к оценке эффективности корпоративного обучения, основан на теории человеческого капитала, в соответствии с которой знания и квалификация наемных работников рассматриваются как принадлежащий им и приносящий доход капитал, а затраты времени и средств на приобретение этих знаний и навыков – инвестиции в него.
    Можно выделить следующие характеристики основного капитала:

  • цена приобретения;
  • восстановительная стоимость;
  • балансовая стоимость.

    Цена приобретения – это сумма расходов на набор рабочей силы, ознакомление ее с производством и первоначальное обучение.
    Восстановительная стоимость устанавливается для каждой группы сотрудников и выражает стоимость набора и обучения работника каждой профессиональной группы в текущих ценах.
    Балансовая стоимость BV рассчитывается по формуле:

    BV = r/( r + р) *C,
    где r – предполагаемый срок занятости;
    р – число отработанных лет;
    C – восстановительная стоимость.

    В балансе показывается общая сумма вложений в трудовые ресурсы на начало планового периода (затраты на выбор и обучение), указывается объем произведенных в течение отчетного периода инвестиций, подсчитывается величина потерь вследствие увольнений, устаревания знаний и квалификации и выводится стоимость на конец рассматриваемого периода.


    Субъектно-ориентированный подход к оценке эффективности корпоративного обучения

    Другой подход оценки эффективности обучения связан с выделением результатов обучения для разных субъектов и оценкой их качества (Базаров, Еремин, 2002).


    Таблица 3. Субъектно-ориентированный подход к оценке эффективности корпоративного обучения

    Субъект процесса корпоративного обучения

    Критерии эффективности

    Инструменты оценки

    Преподаватель, ведущий курса

    Активность участников
    Овладение знаниями, умениями, навыками

    Экзамены,
    Зачеты,
    Упражнения

    Клиент, участник программы обучения

    Атмосфера обучения
    Интерес
    Понимание технологии работы

    Опрос,
    Обратная связь по результатам обучения,
    Анкеты

    Заказчик, оплачивающий программу

    Набору и количеству тех навыков, которые были перенесены в практическую деятельность

    Аттестация
    Интервью с руководителем по анализу проблем деятельности.

    В заключении хочется подчеркнуть, что вне зависимости от конкретного подхода, проведение оценки эффективности корпоративного обучения позволяет выявить возможности повышения доходности соответствующих инвестиций.

    Факторы эффективности корпоративного обучения

    На успех обучения влияет множество факторов: одни в большей степени, другие в меньшей. В ходе опроса 116 представителей российских компаний, проведенного в 2002 году ЗАО «Центр управленческого консультирования «Решение» совместно с журналом «Управление персоналом», было выяснено, что наиболее существенными факторами, влияющими на успех обучения, являются, заинтересованность персонала в обучении и квалификация тренера. Именно от этих двух факторов на 67% и зависит эффективность обучения сотрудников (см Рис 2).

    Подтверждением этого факта служит и другие исследования, а также наш практический опыт проведения тренингов и бизнес-семинаров. В приведенном выше исследовании (В. Потребич, 2003) автор отмечает, что рост объемов продаж наблюдался лишь у тех сотрудников магазинов, которые имели определенный мотивационный стимул к использованию техник взаимодействия с клиентом. В случае потери интереса к работе или использованию методов успешной продажи, контролируемые показатели снижались.
    Эффективность конкретных форм обучения, определяется целым рядом параметров:

  • Наличие обратной связи – усвоение учебного материала и коррекция делового поведения напрямую зависят от оперативной обратной связи, которую получает участник обучающей программы. Обратная связь может предоставляться преподавателем, программой дистанционного обучения, с помощью видеопросмотра и т.д.
  • Положительное подкрепление желаемого поведения является одним из видов обратной связи и условием эффективного освоения навыков. В корпоративном обучении в качестве подкрепления могут использоваться как аттестационные отметки, так и различные формы материального и нематериального стимулирования (премии, публичные поздравления, повышение по службе),
  • Практика, как возможность отработки полученных знаний в рабочих или смоделированных условиях, способствует более легкому переносу освоенных умений в реальную деятельность. Для практической отработки учебного материала используют тренажеры, ролевые игры и специальные тренинговые упражнения.
  • Мотивация участников, как говорилось выше, залог успешного обучения. Стоит подчеркнуть, что степень заинтересованности участников зависит и от качества учебной программы и от организационных условий, и от отношений с непосредственным руководством.
  • Под переносом мы понимаем создание условий для актуализации полученных знаний и умений в практической деятельности. Для обеспечения переноса на тренингах и семинарах мы используем методы «заземления», моделирования и планирования.
  • Учет индивидуальных особенностей участников (возраста, образовательного уровня, предыдущего опыта, ожиданий и установок) помогает донести материал более полно и избирательно. Выяснить индивидуальные особенности участников можно с помощью методов предварительного анкетирования и установочных интервью.

    На основании оценок различных методов обучения по вышеперечисленным критериям (Магура М.И., Курбатова М.Б., 2003) мы провели анализ педагогической и экономической эффективности основных форм и методов корпоративного обучения.
    Педагогическая эффективность вычислялась как среднее арифметическое экспертных оценок по шести вышеперечисленным критериям.
    Экономическая эффективность вычислялась как отношение педагогической эффективности к экспертной оценке стоимости данной программы.
    Оценки были даны по следующей шкале:


    Эффективность

    Низкая

    Ограниченная

    Средняя

    Хорошая

    Высокая

    Отличная

    Балл

    1

    2

    3

    4

    5

    6


    Табл. 4 Эффективность различных форм корпоративного обучения


    Форма обучения

    Эффективность

    Педагогическая

    Экономическая

    Наставничество

    4,50

    4,50

    Рабочая ротация

    4,50

    1,50

    Компьютерное и программированное. обучение

    4,50

    0,90

    Стажировки

    4,33

    1,44

    Тренинг навыков межличностного общения

    3,83

    0,77-1,28

    Деловые игры

    3,67

    0,73-1,22

    Ролевые игры

    3,67

    0,73-1,22

    Поведенческое моделирование

    3,33

    0,67

    Разбор практических ситуаций

    3,17

    1,06-3,17

    Семинары

    2,67

    2,67

    Учебные кино- и видеофильмы

    2,17

    0,72

    Лекции

    1,83-2,17

    1,83-2,17

    Подчеркнем, что данные значения педагогической и экономической эффективности основаны на экспертных оценках и требуют дальнейших исследований.

    Заключение
    В данной статье мы представили краткий обзор исследовательских данных, методов оценки и факторов эффективности корпоративного обучения. Следующим шагом станет создание сбалансированной системы экономических и социально-психологических показателей, а также систематизированный перечень факторов эффективности корпоративного обучения

    ---------------------

    Предложение авторам статей и книг

     

       

     

     

    О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
     
        Реклама на BizEducation   Rambler's Top100