Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Менеджмент > Управление персоналом> Обучение и адаптация персонала

 

MBA ПО-РУССКИ

Наталья КАРКУЛЕНКО
Источник: hr-zone.net
Мастер делового администрирования (МВА) — это программа для тех, кто уже имеет высшее образование, работает в частном бизнесе и стремится к карьерному росту.

В программу входят блоки дисциплин по маркетингу, менеджменту, финансам, управлению персоналом, что позволяет приобрести навыки, применимые в любой сфере бизнеса.

В данной статье представлены основные характеристики московских бизнес-школ, их специфика, даны практические рекомендации тем, кто готов инвестировать средства в собственное развитие.

В соответствии с государственным стандартом в программу МВА входят общие и специальные дисциплины. Первые носят теоретический характер и перекликаются с традиционными, которые преподают в  экономических вузах. Специальные
позволяют детально изучить интересующую область деятельности. Бизнес-школы предлагают десятки курсов по выбору, учитывая запросы и интересы обучающихся. Среди них могут быть весьма специфические и оригинальные курсы, например, «Экономическая безопасность предприятия» представляет собой синтез юридических, психологических, технических знаний с элементами разведки и контрразведки.

Государственным стандартом предусмотрены следующие блоки дисциплин:

- отечественная среда бизнеса: экономические, правовые, экологические условия предпринимательской деятельности, влияние государственных структур на бизнес (не менее
200 часов);
- научные основы бизнеса и менеджмента: финансы, бухгалтерский учет, статистика, информатика, экономическая теория;
- профессиональные дисциплины: общий менеджмент, стратегический менеджмент, управление производством, маркетинг, управление человеческими ресурсами (не менее 300 часов);
- управление предприятием, банковская деятельность, внешнеэкономические операции (в зависимости от специализации бизнес-школы).

Общий объем дисциплин (включая английский язык) должен составлять не менее 1000 часов. Следует заметить, что именно английский является международным языком бизнеса, как в свое время латынь была языком христианского мира, а французский господствовал в сфере изящной словесности. Некоторые школы предоставляют слушателям возможность стажировки на зарубежных предприятиях.

Перед каждым решившимся совершить качественный скачок в профессии стоит вопрос о сроке и форме обучения. Российские бизнес-школы предлагают программы, рассчитанные на год, полтора, два и в редких случаях на три года. Можно учиться в дневное время с отрывом от работы, что весьма распространено в западных странах, но в России непопулярно. Конечно, концентрация на образовании позволяет достичь высоких результатов в кратчайший срок, однако немногие способны бросить хорошую работу и вести беззаботную студенческую жизнь. Дневная форма обучения есть в Высшей школе международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Классической бизнес-школе.

Наиболее популярны вечерние отделения, которые дают возможность совместить учебу с работой, а также использовать полученные знания и навыки на практике. В качестве дипломных проектов слушатели берут темы, непосредственно связанные с их профессиональной деятельностью. Нередко приобретенные знания окупаются сторицей и приводят к занятию более высокой должности. Многие бизнес-школы принципиально практикуют обучение только на вечерних отделениях, чтобы позиционировать себя на рынке услуг в качестве практически ориентированных. Такая форма обучения есть почти в каждой школе МВА.

Для иногородних менеджеров и предпринимателей предусмотрено модульное обучение, по форме похожее на заочное. Учащиеся самостоятельно выполняют предоставленные школой задания, а раз в два месяца приезжают в Москву на недельные семинары. Примерно по такой же схеме устроено очно-заочное обучение с элементами дистанционного. Отличие заключается в том, что в этом случае учащиеся приезжают в Москву для сдачи сессии на несколько недель.

Поскольку в школах МВА занимаются достаточно взрослые люди с высшим образованием, то в них используют широкий арсенал методов и приемов преподавания. Хотя в общей сумме на лекции и семинары приходится не менее 60% учебного времени, следует отметить, что указанные формы вовсе не тождественны студенческим. Слушатели активно участвуют в обсуждениях и оказывают сильное давление на преподавателей, если считают подачу материала непрофессиональной или тенденциозной. Преподавателям приходится оперативно реагировать на замечания и постоянно совершенствовать курсы. Правда, за подобные перегрузки неплохо платят, а потому администрация школ имеет возможность привлекать лучших специалистов из массы желающих. Также в качестве преподавателей приглашают квалифицированных практиков, которые обучают реалиям современной рыночной экономики не по книгам, а на основе личного опыта.

Самым главным ноу-хау являются так называемые специальные методы обучения: кейс-методы, тренинги, деловые игры, симуляции. Кейс-методы предполагают разбор и анализ конкретных ситуаций, возникающих в реальном бизнесе. В результате слушатель приобретает навык решения ситуационных задач и может в дальнейшем действовать по эффективным шаблонам. Правда, существует опасность превращения эффективной модели деятельности в стереотип, который не сработает в других условиях. К тому же надо постоянно отслеживать изменения в законодательстве, чтобы предпринятые меры не противоречили закону.

Тренинг и деловая игра основаны на использовании слушателями различных ролевых функций, которые неизбежно придется проигрывать в жизненных ситуациях. Главная задача — корректировка ошибок в деловом общении, раскрепощение личности. Особенно интересны психологические тренинги, чем-то напоминающие классический психоанализ. Они снимают барьеры и комплексы, что очень важно для бизнесмена, который не может быть необщительным и замкнутым.

Каждый слушатель программы помимо промежуточных зачетов и экзаменов пишет и защищает дипломную работу. В некоторых школах над одним дипломным проектом работает группа из трех-четырех человек. Преподаватель выступает не просто научным руководителем, отсылающим к литературе и источникам, а бизнес-консультантом, что требует определенных навыков. Есть школы, ориентированные на индивидуальные дипломы (зависит от специализации слушателя). Пожалуй, дипломный проект МВА представляет собой самый практичный (в прямом смысле слова) итоговый отчет об обучении в отечественной системе образования.

Сколько стоит обучение в российских бизнес-школах? На сегодняшний день разброс цен колеблется от четырех до двенадцати тысяч долларов в зависимости от срока учебы и марки школы. Причем подавляющее большинство слушателей платят за себя сами, не рассчитывая на кредиты и гранты, распространенные на Западе. Идеальный вариант — обучение за счет фирмы. Ряд корпоративных клиентов тесно сотрудничают с бизнес-школами в целях повышения эффективности работы персонала и в конечном счете получения большей прибыли. В этом случае фирмы заинтересованы в том, чтобы кейс-методы, тренинги учитывали их специфику и давали отдачу уже в ближайшем будущем.

Немаловажно установление дружеских и деловых связей между учащимися, позволяющее расширить круг потенциальных партнеров и подумать о новых перспективах бизнеса. Нередко слушатели-бизнесмены переманивают к себе на работу сокурсников. Ведь совместные занятия по специальным дисциплинам позволяют оценить способности человека гораздо объективнее, чем тесты и собеседования.

Для поступления в школу МВА мало иметь желание совершенствоваться и достаточную сумму денег для оплаты курса. Необходимо пройти тестирование и собеседование. Тестирование проводят по английскому языку, экономике, математике, психологии. На собеседовании главное внимание уделяют мотивации обучения и выбора специализации.

Какие практические рекомендации можно дать тем, кто заинтересовался программой бизнес-школ МВА?

1. Четко определите, нужен ли вам диплом МВА. Если у вас нет практического опыта работы в какой-либо сфере бизнеса, то никакой диплом не поможет найти ответственную руководящую работу. Лучше всего приобрести практический навык, а уже потом совершенствовать его.

2. Выберите форму занятий в зависимости от количества свободного времени и характера вашей работы. Наиболее оптимальна в российских условиях вечерняя двухлетняя форма обучения.

3. Подумайте о специализации школы: она должна соответствовать вашей нынешней или планируемой сфере деятельности. Российский рынок представляет десятки разнообразных программ — изучите и сравните их.

4. Если планируете работу в иностранной компании или совместном предприятии, то, вероятно, вам больше подойдет западная бизнес-школа, хотя заплатить придется в два-три раза дороже. Предпочитая отечественную школу, выбирайте ту, где акцент делают на изучении английского языка.

5. Откройте сайты школ или лично посетите интересующее вас учебное заведение. Лучше один раз увидеть, чем семь раз прочитать рекламу в Интернете.

Согласно данным социологических исследований слушателей школ МВА можно охарактеризовать следующим образом. Их возрастной диапазон колеблется от 23 до 45 лет, преобладают 29–30-летние. Мотивация — получение знаний и карьерный рост. Половина учащихся имеют высшее техническое образование, около 30% — высшее экономиче-ское, 15% — высшее гуманитарное. Две трети выпускников школ МВА отметили, что полученное образование полностью соответствует их ожиданиям и притязаниям, и только 5% высказали неудовлетворенность. Подобные цифры свидетельствуют о высокой эффективности программ МВА, ведь их оценивают не государственные чиновники, а предприниматели, бухгалтеры, менеджеры.

В заключение напомним известный афоризм: знание — сила. Союз знания и силы устоит перед любыми кризисами, дефолтами и прочими неприятностями экономической конъюнктуры.
---------------------

Предложение авторам статей и книг

 

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100