Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Менеджмент > Инновационный менеджмент


Проблемы инноваций в свете инновационного менеджмента

Исенжулов Булат Руководитель проектов РА, МВА
Опубликовано в журнале «Инновационная экономика России», февраль 2004 г.


Роль малого бизнеса в инновациях

Как подсчитано экспертами, из 58 крупнейших изобретений XX века, сделанных в Америке и Западной Европе не менее 46 принадлежит одиночкам, в том числе и не добившимся признания в крупных организациях, новаторам из солидных фирм (но другого профиля), мелким фирмам. Такова реальная практика и в связи с этим роль малого бизнеса в инновационных процессах очень важна.

Малый бизнес способен вести разработки и опытное внедрение результатов НИР на фоне высоких рисков. Благодаря правам собственности на перспективные технологии малые предприниматели могут либо продать эти права заинтересованным крупным компаниям, либо при обоюдном согласии быть поглощенными ими. Именно гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям позволяет малому бизнесу успешно осваивать первые этапы инновационного процесса, подготавливая почву для промышленного освоения инноваций крупным бизнесом, обладающим финансовыми и производственными возможностями. Задача государства создавать условия для деятельности малых инновационных предприятий, в том числе путем создания системы специальных льгот – по кредитованию, страхованию, подбору партнеров и инвесторов.

Существует еще один фактор, который делает инновационную активность малых предприятий особенно актуальной. Современные рыночные процессы характеризуются высокой степенью сегментации. Эпоха массовых рынков безвозвратно уходит. Сегодня разнообразие и изменчивость потребительских предпочтений становятся факторами, определяющими тенденции в бизнесе. Возникают рынки новых товаров и услуг, емкость которых весьма незначительна. Малые предприятия способны особенно быстро и гибко реагировать на потребительские запросы, осваивая выпуск мелкосерийной, уникальной продукции или специфических услуг для отдельных рыночных сегментов.

Но что же мешает инновационному развитию малого бизнеса?

Проблемы интеллектуальной собственности

Сегодня одним из факторов сдерживающих инвестиции является неопределенность прав собственности на предметы инновационной деятельности. Парадоксально, но государство, с легкостью расставшись с ключевыми материальными активами - нефтяной отраслью, цветной и черной металлургией и другими – проявляет удивительную скупость по отношению к нематериальным активам в форме интеллектуальной собственности, которые сами по себе еще не являются готовым продуктом и требуют значительных вложений, а значит рисков. К сожалению, «запоздалые» заботы об интересах государства, выразившиеся в принятии ряда законодательных актов о приоритете государства на созданную в советские годы интеллектуальную собственность, тормозят развитие частной инициативы в коммерциализации научных разработок. Кроме деклараций не создано действенных механизмов, способных на практике соблюсти права государства не в ущерб рыночным потребностям. «Запретительный» императив в отношении интеллектуальной собственности подавляет разрешительную сущность свободного предпринимательства.

Особой проблемой является неразрешимая пока неопределенность в реструктуризации научно- исследовательской инфраструктуры – ГУПов. Со стороны уполномоченных государственных органов налицо непонимание и откровенный страх, нередко обоснованный, перед непредсказуемыми последствиями этих процессов для отечественной науки.

Инновационный «тупик»

Помимо законодательных проблем и проблем инфраструктуры, государство в контексте инновационного развития малого бизнеса упоминается также как источник финансирования (а чаще недофинансирования), связанных с этим коммерческих проектов. Однако не стоит сводить проблемы инноваций только к финансированию, поскольку здесь, как и в любой государственной программе не менее важны механизмы эффективного распределения ресурсов. Трудно оценивать мотивы чиновников, урезающих программы и скупо выделяющих средства для малого бизнеса, но вероятно, у них просто нет доверия к подобным проектам. И если разобраться, тому есть объяснение, выходящее за рамки привычных рассуждений об их корыстолюбии и бюрократизме. В силу высокой степени концентрации власти чиновник за ограниченное время способен оценить только мегапроект. У него нет физической возможности разбираться с сотнями инновационных малых проектов. Он создает инфраструктуру или пытается опереться на уже существующие, которым делегируется право и функции выработки критериев инвестирования, выбора и финансирования конкретных проектов. Но параллельно задачей государственных служащих, регулирующих эти процессы, является создание процедуры контроля и оценки результатов деятельности этой инфраструктуры. Не всегда существующим государственным структурам можно доверить финансовые средства в силу их неэффективности. А к частным структурам традиционно доверия со стороны чиновничества нет. Получается замкнутый круг. И это проблема чисто управленческая.

А потому и решение следует искать в плоскости управленческой. И здесь мы упираемся в самую существенную причину – недостаточную готовность государства в лице уполномоченных органов осуществлять управление инновационными процессами, способное сдвинуть накопившийся груз проблем с мертвой точки.

Инновационный менеджмент и государство

Никто и никогда не учил чиновников управлению инновационной деятельностью. Никто и никогда не учил чиновников делегировать полномочия частным структурам и создавать систему оценки их деятельности, основанную не на тотальном избыточном контроле, а на системе специальных показателей деятельности, способных давать объективную картину. Экономить легче, чем добиваться стратегических результатов. Распределять ресурсы проще, чем повышать эффективность их использования. Недостаточно уповать на «природную» гибкость малого бизнеса в инновационных процессах. Необходимо еще профессионально этими процессами управлять на своем уровне.

У уполномоченных государственных органов нет адекватных критериев оценки инновационной деятельности. В лучшем случае чиновник может положиться на мнение ученого или эксперта. Однако сочетание «чиновник – научный эксперт» становится весьма архаичным построением при выработке стратегических решений, лежащих в основе подавляющего количества государственных программ. Эксперты в специальных областях научных знаний не способны к менеджерскому анализу, рассмотрению проблемы в глобальных координатах «экономика- политика-социум-технологии». Кроме того, они также не имеют опыта, а подчас и понятия в вопросах рыночного спроса и прогнозирования потребительского поведения, разработке инновационной стратегии с учетом мирового опыта и состояния внешней среды, принципов построения адекватных организационных структур, способных наиболее эффективно решать поставленные задачи. Академические учреждения, с советских времен обслуживающие власть, не способны давать адекватную информацию для принятия важных управленческих решений, а тем более эффективно участвовать в их реализации. Специалисты и консультанты требуемого уровня работают в сфере частного бизнеса и, как правило, не привлекаются к разработкам. Использование их современного рыночного потенциала является назревшей потребностью.

С другой стороны, очевидно, что необходимы программы специального обучения всех участников инновационных процессов – государственных служащих, регулирующих эту деятельность, представителей науки и предпринимателей. Эта задача также вполне по силам современному бизнес- консалтингу.

Консалтинг в сфере инновационного менеджмента

Консалтинг в сфере инновационного менеджмента имеет свою специфику и определяется во многом ментальностью консультанта. Например, сегодня формально проблем с рыночными исследованиями и прогнозом потребительского спроса не существует. Существуют организации, способные выполнить подобные работы. Но не всякая инновация может быть подтверждена маркетинговыми исследованиями. Когда Xerox обратилась на заре своего становления в IBM с проектом производства копировальных аппаратов, специалисты на основании проведенных по всем «правилам» маркетинговых исследований сделали вывод, что проект крайне… бесперспективен, поскольку потребности на рынке офисного оборудования невелики и в ближайшие 70 (?!) лет проект не окупится. Эксперты подсчитали, что из-за отказа от этого бизнеса IBM только на капитализации потеряла потенциальные 90 млрд. долларов (!).

Подлинная инновация по определению должна обгонять свое время. Иначе это будет уже не инновация. К моменту, когда произойдет выпуск готовой продукции, сделанной по новой технологии, она может безнадежно устареть. Вот самая главная опасность для инвестора!

К сожалению, между представлениями ученых и инженеров о рыночной ценности их детища и реальностью подчас существует пропасть. Не многие понимают, что затраты на маркетинговые исследования, на разработку маркетинговой стратегии и постановку системы управления инновационными процессами на предприятии столь же необходимы как отчисления на закупку оборудования, материалов, конструкторско- технологические работы. С подобной проблемой, например, регулярно сталкиваются консультанты нашего Агентства. Это объективная социальная и в тоже время сугубо психологическая проблема – проблема ментальности мышления. Единственный выход здесь может быть только в обучении основам и практике менеджмента и, в частности, инновационного менеджмента.

Сегодня в российском Агентстве разработана методология консалтинга, связанная с обучением основам постановки системы управления инновационной деятельностью. Наши специалисты способны провести комплексные исследовательские, прикладные и обучающие виды работ, связанные с инновационным развитием предприятия. Причем инновации здесь понимаются в самом широком смысле слова. Например, наши специалисты, проработав около полугода с фармацевтической компанией- производителем, способствовали тому, что через год среднемесячные объемы ее продаж выросли почти в 6 раз. Этому способствовали инновации в аналитических методах и принципах исследования рынков, потребителей, формирования товарного портфеля, рекламной деятельности и коммуникаций в целом. Самое отрадное, что и спустя почти два года после окончания консалтинговых работ, руководство и менеджеры компании говорят о решающем значении совместной работы для достижения таких фантастических результатов.

На сегодняшний день любое предприятие малого и среднего бизнеса, обратившись в РА, помимо традиционных услуг – юридических услуг по созданию и функционированию предприятия, маркетинговых исследований, разработки бизнес- планов и т.п. - может рассчитывать на профессиональную помощь в разработке стратегии инновационного развития и связанных с этим организационных изменений. В том числе – постановка системы управления, совершенствование организационной структуры, мотивации и обучения персонала. Кроме этого, формируется такая услуга как консалтинг для государственных учреждений, занимающихся вопросами регулирования инновационной деятельностью. Например, сегодня рассматривается предложение Агентства по разработке концепции международного сотрудничества с одним из государств юго- восточной Азии в области развития малого и среднего бизнеса.

И эта деятельность особенно актуальна в свете сегодняшнего отставания в теории и практике инновационного менеджмента современной России от прошедших значительную часть этого пути развитых стран.

 

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100