Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Менеджмент > Инновационный менеджмент


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Источник: http://nrc.edu.ru


РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды регулирования Способы регулирования
Организационное регулирование инновационной деятельности
  • развитие инновационной инфраструктуры,
  • обеспечение приоритета инновационной деятельности,
  • моральное поощрение авторов инноваций,
  • содействие модернизации,
  • развитие интеграционных процессов,
  • развитие международных связей
    Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности
  • развитие предложения инноваций,
  • расширение спроса на инновации,
  • содействие конкуренции в инновационной сфере,
  • развитие предпринимательства,
  • обеспечение занятости в инновационной сфере,
  • развитие лизинга наукоемкой продукции
  • инвестиции в инновации, повышение их эффективности,
  • создание благоприятного инвестиционного климата
    Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности
  • охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности,
  • охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями,
  • защита промышленной, интеллектуальной собственности,
  • развитие договорных отношений

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое.

        Высшая форма регулятивной деятельности - это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

        ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

    • развитие рыночных отношений,
    • проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,
    • создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,
    • обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,
    • расширение спроса на инновации,
    • предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации,
    • содействие модернизации техники,
    • развитие лизинга наукоемкой продукции,
    • активизация предпринимательства,
    • пресечение недобросовестной конкуренции,
    • поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,
    • развитие экспортного потенциала страны,
    • развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,
    • внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

        ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

    • государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
    • содействие развитию инновационной инфраструктуры,
    • кадровая поддержка инновационной деятельности,
    • содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществяющих инновационную деятельность;
    • моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);
    • информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);
    • содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
    • защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

        ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

    • проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,
    • направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,
    • выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,
    • создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере,
    • предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности,
    • снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

        НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

    • установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,
    • гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

        Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осущестляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования - правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

        Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:

    • договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,
    • договоров на выполнение проектных и изыскательских работ,
    • договоров строительного подряда,
    • договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности,
    • договоров страхования инновационных рисков,
    • договоров (контрактов) с инвесторами,
    • и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.

        Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:

    • инновационных прогнозов
    • инновационных стратегий
    • инновационных программ
    • инновационных проектов.
    • программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

        ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОГНОЗ - это предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т.п.)
         Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ.
         В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.

        ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ - это определение приоритетных направлений инновационной деятельности.
        Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ.
        Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.

        ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.

        ПРОЕКТ (ПРОГРАММА) ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры.

        ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

        На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднеспочный период.

        ГОСУДАРСТВЕННАЯ (ФЕДЕРАЛЬНАЯ) ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА включает в себя:

    • федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям,
    • крупные инновационные проекты,
    • федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры.

        Инновационные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность.

        Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.



       

     

     

    О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
     
        Реклама на BizEducation   Rambler's Top100