Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Менеджмент > Инновационный менеджмент


Инновационная политика хозяйствующего субъекта

Источник: http://www.dist-cons.ru


Инновационная политика хозяйствующего субъекта (предприятия) представляет собой совокупность направлений и методов воздействия хозяйствующего механизма на производство новых видов продукта и технологий.

Что представляет собой инновационная политика предприятия и с чего начать ее разработку?

Целью инновационной политики предприятия является разработка непосредственно инновационного проекта, в котором необходимо обосновать его экономическую целесообразность. А поскольку инновации предполагают вложение инвестиций, то разработка инновационной политики осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке инвестиционной политики предприятия, утвержденными приказом Минэкономики России от 1 октября 1997 г. № 118.

Однако прежде чем приступить к разработке инновационной политики Вашего предприятия проанализируйте следующие факторы:

  • состояние рынка, в том числе финансового рынка в целом и по его звеньям;
  • место Вашего предприятия на рынке, объем реализации товаров (работ, услуг), их качество, цена, действия конкурентов;
  • экономическое положение Вашего предприятия, его финансовое состояние;
  • сочетание собственных и чужих ресурсов Вашего предприятия. К чужим ресурсам относятся: привлеченные средства (кредиторская задолженность, полученные авансы), заемный капитал (кредит, займы), арендованные основные средства, имущество, полученное по договору лизинга;
  • льготы, получаемые Вами от государства (если таковые есть);
  • условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков.
Каковы этапы разработки инновационной политики?

Разработка инновационной политики предприятия представляет собой достаточно сложный процесс, который включает в себя три основных аспекта:

1. Выбор направления инновационной политики.
На данном этапе Ваша задача состоит в том, чтобы проанализировать варианты возможной будущей обстановки на рынке и спрогнозировать Ваши возможные цели в будущем. Здесь сложность заключается в том, что Вам в большей степени придется опираться на собственную интуицию, основанную на жизненном опыте. После этого Вы должны сформировать ваши идеи в альтернативные цели, которые бы Вы хотели реализовать.

Как мы уже сказали, главным методом принятия решения остается Ваше интуитивное суждение и опыт. Но существуют и более точные методы прогноза и отбора целей, т.е. методы выбора инновационной политики как таковой. Они будут рассмотрены нами ниже.

2. Стратегическое планирование инноваций.
На этом этапе Вы должны разработать варианты альтернативных путей и средств достижения выбранных Вами на предыдущем этапе целей. Затем путем сравнения и оценки отбросьте все лишние варианты и выработайте окончательную стратегию. Эта стратегия должна описывать общее направление поиска и развития нововведения, способы достижения цели инновации, а также ее технико-экономическое обоснование. Таким образом, конечным результатом стратегического планирования является создание непосредственно инновационного проекта.

3. Оперативное планирование инновации.
Здесь инновационный проект разбивается на отдельные этапы. В составе полученных этапов Вы должны запланировать отдельные мероприятия, целью которых является реализация разработанной Вами стратегии. Каждое мероприятие определяет сроки начала и окончания конкретной работы, количество исполнителей, необходимый объем ресурсов и т.д. Таким образом, в результате оперативного планирования Вы получаете подробный последовательный план Ваших действий по осуществлению инновации.

Какие методы выбора инновационной политики существуют?

Как мы уже говорили, существует несколько методов выбора направления инновационной политики:

1. Метод написания сценариев.
Данный метод заключается в подготовке детального плана осуществления инновации. Собственно говоря, сценарий — это логическая и правдоподобная возможная ситуация в инновациях в будущем, а сама цель написания сценария состоит в освещении этой самой ситуации. Для начала Вам необходимо подобрать коллектив для составления сценария будущего развития процессов и выявления их возможных последствий. Далее Вы должны сформировать специальные вопросы, которые помогут определить и проанализировать будущую ситуацию, и свести их в таблицу для наглядного представления полученных ситуаций. Либо Вы можете создать сценарий в процессе игры с правилами, имитирующими реальную ситуацию, и записать ходы различных игроков. Полученный анализ будущей ситуации позволит Вам определить и сформулировать цели и разработать инновационную политику для их достижения. Достоинством данного метода является то, что специалист, занимающийся разработкой инновационной политики, изучает возможную будущую ситуацию на рынке и выявляет те детали и процессы, которые в ином случае легко мог бы упустить.

2. Метод игр.
Игра представляет собой особый вид моделирования ситуации с любым числом участников, каждый из которых играет некую роль, отведенную ему сценарием, и подчиняется набору определенных правил.

Для принятия инновационных решений используются стратегические игры, в т.ч. деловые. Стратегические игры — это конфликтные игры, в которых конфликтная ситуация возникает при столкновении интересов двух и более участников экономической системы. Здесь система поведения — стратегия — участников игры в той или иной конфликтной ситуации, а также эффективность принимаемых ими решений зависит от образа действия других участников. Деловые игры являются разновидностью стратегических. Они подразумевают имитацию группой лиц хозяйственной деятельности. Деловая игра проводится в несколько этапов, после каждого из которых первоначальная ситуация под воздействием принятых решений претерпевает изменения.

В процессе игры прорабатываются различные ситуации, а затем на основе полученных результатов определяется программа дальнейших действий, т.е. разрабатывается инновационная политика.

3. Метод Дельфи.
Представляет собой метод прогноза возможных будущих событий, при котором Вы проводите индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения. В данном случае Вы должны обеспечить экспертов необходимой информацией и исключить непосредственное общение между членами группы, что исключает действие психологических факторов: нежелание публично высказываться, личные антипатии, внимание к мнениям определенных лиц и т.д. Опрос экспертов производится с помощью опросных листов в несколько туров, результаты анкетирования обрабатываются и доводятся до сведения экспертов, что позволяет им учесть обстоятельства, которыми они ранее пренебрегали. При проведении каждого последующего тура участникам опроса предлагают дополнительные вопросы, а также просят пересмотреть свои первоначальные оценки. В итоге это приводит к сужению диапазона оценок.

Далее составляется сценарий, который описывает общее мнение экспертов о предыстории проблемы, ее текущем состоянии и прогнозах на перспективу. Результат сценария — формулировка основной цели, которая служит основанием для составления так называемого «дерева целей». Построение «дерева целей» не только обеспечивает увязку и согласование целей плана в качественном отношении, но и дает возможность провести некоторую количественную оценку их важности.

Что необходимо предусмотреть в процессе разработки инновационной политики?

Обращаем Ваше внимание на то, что при разработке инновационной политики предприятия Вам необходимо также сделать следующее:

  1. Проверьте, соответствуют ли запланированные мероприятия выбранной Вами инновационной политики законодательным и нормативно-правовым вопросам регулирования инновационной деятельности в РФ.
  2. Просчитайте, достигают ли экономического, научно-технического, экологического и социального эффектов рассматриваемые Вами инвестиции в данный проект.
  3. Рассчитайте величину возможной прибыли на инвестируемый капитал.
  4. По возможности используйте поддержку со стороны государства с целью повышения эффективности инвестиций в новации.
  5. Старайтесь привлекать субсидии, гранты, льготные кредиты международных и иностранных организаций, банков, фондов и т.п.


   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100