Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Менеджмент > Управление качеством


Стандарты качества - требование времени. Часть 2

Эльдар Сайфутдинов
Источник: iteam.ru еженедельник «Бизнес Путеводитель»


Сегодня мы продолжаем наш разговор с маркетологом консалтиноговой компании “KAZCONSULT REGCON-ASIA”, Женисом Мухиевым о внедрении стандартов серии ИСО 9000 на казахстанских предприятиях.

Справка: Компания «REGCON-ASIA» оказывает полный комплекс услуг по внедрению СМК по требованиям международных стандартов МС ИСО 9001:2000. На казахстанском рынке консалтинговых услуг компания «REGCON-ASIA» начала работать с 2001 года и имеет официальное признание сертификационного органа: Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» (Россия), член МАКО, IQNet, (сертификат № 02.136.026 от 20.09.02), а также имеет соглашение о сотрудничестве с РГП «Каз ИнСт» Госстандарта РК.

- Женис, скажите надо ли сертифицировать продукцию предприятию, имеющему сертификат на систему менеджмента качества?

- В общепринятой международной терминологии сертификация означает установление соответствия, то есть сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям.

Под сертификацией продукции понимается комплекс мероприятий, целью которых является подтверждение сертификатом соответствия того, что продукция соответствует определенным стандартам или требованиям нормативно-технической документации.

Сертификация является защитой внутреннего рынка от продукции, непригодной к использованию. Таким образом, законодательная власть устанавливает ответственность поставщика за ввод в обращение недоброкачественной продукции и устанавливает обязательные к выполнению минимальные требования относительно вводимой в обращение продукции.

Получая сертификат, подтверждающий соответствие продукции установленным законодательством требованиям, предприятие получает своего рода пропуск на рынок в законодательно регулируемой области.

Система управления качеством относится к деятельности внутри организации и направлена на удовлетворение требований потребителя к качеству.

Сертификат на систему менеджмента качества является подтверждением того, что организация выполняет требования стандарта ISO 9001:2000 и в организации есть система управления качеством в соответствии с требованиями стандарта.

Наличие сертификата на систему менеджмента качества не отменяет сертификации продукции, если эта продукция подлежит обязательной сертификации. В таких предприятиях могут не обследовать условия производства, а ограничиться отбором образцов, если система управления сертифицирована органом, имеющим отечественную аккредитацию.

- Содержат ли стандарты ИСО серии 9000 конкретные рекомендации для различных отраслей промышленности, видов деятельности?

- Первая версия стандартов в области обеспечения качества ISO 9000 была разработана на основе Британских национальных стандартов и опубликована в 1987 году. Затем в 1994 году следующая версия была дополнена рекомендациями по внедрению систем качества в организации. В декабре 2000 года принята новая версия с принципиально отличными путями построения системы управления качеством на предприятии.

Стандарт ISO 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает для них терминологию.

Стандарт ISO 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования» определяет требования к системам менеджмента качества, если организация намерена продемонстрировать способность производить продукцию или услугу, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям.

Стандарт ISO 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» содержит рекомендации, рассматривающие результативность и эффективность системы менеджмента качества. Цель данного стандарта – улучшение деятельности предприятия, удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.

Стандарт ISO 19001»Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и (или) охраны окружающей среды» содержит методические указания по аудиту систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

Стандарты ISO серии 9000 образуют взаимосвязанный комплекс и содействуют взаимопониманию в международном сотрудничестве, деятельности в соответствие с международными правилами и нормами, развитию национальных экономик.

Требования стандартов являются универсальными и применимы ко всем организациям, предоставляющим продукцию или услуги, независимо от их типа, размера, отрасли деятельности.

В них предусмотрены основы для нужд и интересов организаций специфических секторов экономики (например, медицинское оборудование, телекоммуникации, автомобилестроение и т.д)

Разрабатываются они таким образом. чтобы быть совместимыми с другими международными стандартами (ISO 14001:2004, OHSAS 18001:1999, ISO 22000:2005) и не препятствовать работе организации излишним дублированием функций управления.

Сейчас очень популярны и действительно необходимы интегрированные системы менеджмента, когда организации внедряют системы управления на соответствие требованиям сразу нескольких стандартов). Например, многие компании нефтегазового сектора, промышленные, строительные организации внедряют системы управления на соответствие требованиям стандартов ISO 9001:2000 + ISO 14001:2004 + OHSAS 18001:1999). Или предприятия пищевой цепочки внедряют системы управления на соответствие стандартам ISO 9001:2000 + ISO 22000:2005 (ХАССП).

То есть стандарты ISO серии 9000 хорошо интегрируются с другими стандартами, в том числе специфичными для определенной отрасли.

- С какими проблемами сталкиваются специалисты предприятий при внедрении стандартов ИСО серии 9000?

- Перефразируя Льва Толстого, можно сказать, что каждое предприятие несчастливо по-своему при внедрении систем управления качеством.

По моему мнению все проблемы в конечном итоге связаны с персоналом предприятий, следовательно, необходимо перестроить сознание людей, помочь им понять для чего нужны изменения, к чему они в конечном счете приведут. Ведь любая система управления при должном функционировании ведет к снижению затрат и увеличении прибыли, это в свою очередь ведет к повышению благосостояния всех работников предприятия. Поэтому, так важно постоянное обучение людей, разъяснение принципов системы управления.

Без активного участия всех работников предприятия, внедрить систему будет очень тяжело. Вот почему одним из основных принципов менеджмента качества является лидерство руководителя, когда высшее руководство должно своим личным примером показать приверженность идеям качества и соблюдать требования стандарта. Сейчас все чаще руководители сами берут на себя обязательства представителя руководства по качеству. В моей практике директор компании, внедрившей интегрированную систему менеджмента взял на себя функции представителя руководства по качеству и руководителя группы ХАССП, сам активно учился и обучил максимальное количество специалистов принципам построения и функционирования системы, через себя пропустил все этапы внедрения и благодаря его усилиям и личному примеру предприятие в очень короткий срок внедрило интегрированную систему и успешно прошло сертификационный аудит. Но и после получения сертификата на предприятии не прекращается процесс обучения уже на более углубленном уровне.

- На каких принципах базируются стандарты ИСО серии 9000?

- В основе стандартов ISO серии 9000 лежат восемь принципов менеджмента качества:

  1. Ориентация на потребителя, так как любая организация зависит от своих потребителей, должна знать и выполнять их требования, стремиться превзойти их ожидания. Реализация принципа ведет к быстрой и гибкой реакции на возможности рынка, повышению оборота и доли на рынке. Доверие потребителя приводит к постоянному сотрудничеству с ним.

  2. Лидерство руководителя, который обеспечивает единство цели и направление деятельности предприятия, поддерживает внутреннюю среду, в которой работники полностью вовлечены в деятельность по достижению целей предприятия. Применение принципа приводит к пониманию и достижению персоналом целей и задач организации, сведению к минимуму неэффективных коммуникаций внутри организации.

  3. Вовлечение людей, которое приводит к максимальному использованию способностей всего персонала, повышению его ответственности, преданности, творческому подходу в работе.

  4. Процессный подход, при котором желаемый результат достигается эффективнее. Суть данного принципа заключается в том, что деятельностью и ресурсами управляют как процессом. Применение принципа приводит к снижению затрат, сокращению временного цикла за счет более эффективного использования ресурсов, предсказуемости результаты и возможностям улучшения.

  5. Системный подход к управлению. Выявление, понимание и управление взаимосвязанными процессами как системой содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей. Реализация принципа приводит к сосредоточению усилий на тех процессах, с помощью которых можно наилучшим образом достигнуть желаемых результатов.

  6. Постоянное улучшение деятельности организации следует рассматривать в качестве ее неизменной цели. Благодаря реализации принципа организация выявляет области для совершенствования, тем самым повышает ее возможности и создает преимущества в деятельности, и как. Следствие, конкурентное преимущество.

  7. Основанный на фактах подход к принятию решений. Данный принцип позволяет принимать обоснованные решения, демонстрировать результативность принятых ранее решений, анализировать данные и информацию на основе санкционированных методов.

  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками повышают способность обеих сторон создавать ценности. Реализация принципа помогает определить ключевых поставщиков, оптимизировать затраты и ресурсы, создавать совместные виды деятельности по развитию и улучшению.

Применяемые вместе эти принципы формируют основу для улучшения деятельности организации, позволяют ей успешно работать в будущем, связывают всех заинтересованных лиц единой целью, и в конечном итоге - организация эффективно функционирует в конкурентной среде.

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100