|
БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА
> Маркетинг
> Комплекс
маркетинга > Распределение (продажи)
Формирование каналов сбыта для брэндованной
продукции Татьяна
Сорокина, office@unitcon.ru "Юнит-Консалтинг",
http://www.unitcon.ru
Как в условиях быстрых изменений в системе дистрибуции обеспечить непрерывное
развитие брэнда? Какие особенности современного этапа развития каналов сбыта способствуют
или препятствуют усилению позиций Вашей торговой марки? Как сформировать оптимальные
для Ваших товаров каналы распределения? Этим и другим вопросам посвящена эта статья.
1. Изменения на рынках потребительских товаров. Последние несколько
лет в России быстро идет процесс изменения системы дистрибуции. Если 3-5 лет назад
покупатель готов был приобретать небрэндованный продукт, то сейчас у многих есть
предпочитаемые производители или торговые марки по каждому из регулярно покупаемых
товаров. Выбираем мы колбасу, молоко или бумажные салфетки - мы ориентируемся
на наши уже сформировавшиеся предпочтения. С другой стороны идет процесс изменения
форматов торговли как розничной, так и оптовой. Не так давно розничные торговые
точки представляли собой многочисленные палатки и ларьки на улицах. Теперь это
организованная розница в виде сетей магазинов, четко форматированная и концептуальная.
И ошибками поставщиков является организация работы с различными форматами розницы,
без проверки того, в каких именно торговых точках потребители ищут их продукцию.
Оптовые компании из-за снижающейся маржи вынуждены повышать конкурентоспособность
различных механизмов: более четкая специализация (например, на рынок HORECA или
специализация на логистических функциях), работа под PL или развитие дополнительного
сервиса. 2.
Тенденции развития торговых каналов Эти два процесса: изменение торговых
каналов и развитие торговых марок - очень взаимосвязаны и определяют один другого
в значительной степени. Вот наиболее важные тенденции развития каналов, которые
оказывают существенное влияние на брэндинг. - Сокращение промежуточных
звеньев распределительной цепочки. Стремление к сокращению числа посредников в
цепочке распределения присутствует как на одном ее конце (у производителей), так
и на другом (у розницы). Крупнейшие розничные операторы, такие как Копейка, Пятерочка
вкладывают значительные средства в строительство своих собственных распределительных
центров. У Копейки свыше 80% всего ассортимента идет через собственные распределительные
центры, что означает, что эта сеть очень мало зависит от оптового звена: производители
имеют возможность напрямую делать поставки в сеть. Распределительный центр площадью
30 тыс. кв. м., оснащенный самыми современными технологиями, построила Пятерочка.
С другой стороны, производители, используя возможность сокращения торговых наценок
в канале и открывающуюся возможность большего контроля цен, организуют прямые
поставки в розницу - как сетевую, так и одиночные магазины. Так, например, действуют
Ладога, Черкизовский и другие производители.
- Другой тенденцией в каналах распределения
становится совершенствование транспортной составляющей каналов для уменьшения
сроков хранения и реализации товаров, сокращение численности персонала, повышение
прибыли производителя и качества информации о движении товара. Поставки день-в-день
или на утро следующего дня становятся нормой для поставщиков.
- Владельцы марки
в последнее время усиливают контроль за ценовой политикой. Задача единого ценообразования
была поставлена во главу угла, когда Ледово приняло решение об открытии пяти логистических
центров: в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Краснодаре и Киеве.
Крупные компании-владельцы торговых марок продвигаются по пути создания собственных
систем распределения: например собственную сеть магазинов Jay Jeans строит компания
Глория Джинс, Шатура активно открывает магазины под таким же названием, компания
Эффко владеет несколькими торговыми домами - эти примеры можно перечислять и дальше.
Помимо управления конечной розничной ценой, собственные розничные сети способны
существенно повысить узнаваемость брэнда, популярность торговой марки.
- Новой
тенденцией стали изменения в количестве и качестве свободного времени потребителей.
Сегодня многие из нас очень заняты и это очень отражается на выборе нами тех мест,
где мы совершаем покупки. Экономия времени становится не менее важной, чем экономия
денег. И типичный потребитель теперь посещает один, в редких случаях два магазина.
Поэтому и пользуются популярностью такие торговые центры как Мега - где покупатель
может совершить разные покупки, не покидая относительно небольшую территорию центра.
Результаты последних исследований показывают, что хотя решение о месте расположения
торговой точки остается жизненно важным, основным фактором, влияющим на выбор
потребителя, является удобство, определяемое легкостью и быстротой доступа к товарам.
Существенным фактором стала всеобщая автомобилизация. Воскресный поход за покупками
превратился в повседневный факт жизни, потому что в будни оба партнера работают.
И часто эти совместные выезды рассматриваются как отдых. Другим важным фактом
нашей жизни становится появление Интернет-магазинов, благодаря которым мы можем
делать покупки семь дней в неделю, 24 часа в сутки, не выходя из дома. Все эти
факты свидетельствуют о том, что значение каналов распределения изменяется в зависимости
от способов проведения потребителями свободного времени.
- Очень важной тенденцией
является увеличение ширины каналов, используемых владельцами марок, при уменьшении
глубины. Уменьшение глубины происходит за счет сокращения промежуточных звеньев,
а расширение каналов дает возможность увеличения сбыта от использования "новых"
каналов: Интернет, автоматы, различные ассоциации оптовиков и розницы и пр. Когда
несколько лет назад производитель конфет "Коркунов" принял решение об использовании
широкой сети каналов, это решение многие эксперты оценивали негативно: продажа
конфет ценовой категории выше среднего в палатках и ларьках могла повредить позиционированию
этой марки. Результаты работы с "нетрадиционными" каналами полностью оправдали
ожидания.
- Рост влияния розничных сетей - этот фактор невозможно не отметить.
Увеличивающие объемы продаж в сетях дают им возможность оказывать давление на
поставщиков для снижения отпускных цен и введения новых "сборов". Каждая продовольственная
сеть имеет жесткую систему отбора поставщиков, что хорошо иллюстрирует система
требований Перекрестка, и регулярно проводит программы, направленные на снижение
отпускных цен поставщиков за счет определенных объемов продаж в сети - такова
программа Пятерочки.
3. Функции торговых посредников при работе с маркой.
Оценка каналов сбыта. Дистрибуторы и розничные торговцы берут на себя ответственность
за представление торговой марке на рынке. Во-первых, они ответственны за материальное
обеспечение: транспорт, оборудование, процедура заказа, разгрузка товара и распределение
его на партии. Во-вторых, они передают информацию, которая идет от рынка и на
рынок. Оптовые и розничные звенья цепочки берут на себя сбор информации о конкурентах,
изменениях, происходящих на местных, региональных рынках и в поведении потребителей.
Совместные акции (поставщик и дистрибутор ) по проведению рекламных компаний на
региональных рынках становятся повсеместной практикой. И в-третьих, принятие решений
о маркетинговых программах также может брать на себя звено посредников или производитель
и торговцы могут совместно определять эту политику. Важная роль посредников
в представлении марки означает для производителя необходимость постоянного контроля
за работой этих звеньев. Предлагаем использовать методику оценки каналов сбыта,
которая позволит выявить наиболее перспективные каналы и определить те из них,
которые, возможно, потребуют закрытия, т.е провести оптимизацию используемых каналов.
Основные составные части этой методики представлены на рисунке. 4.
Концепция "критической массы" в канале, разработанная для управления портфелем
торговых марок. Управлять каналами распределения владельцам марки помогает
концепция критической массы. Портфель, обладающий критической массой, имеет достаточную
силу, чтобы завоевать потребителей. Когда-то английские пивоваренные компании
сформировали портфели марок безалкогольных напитков, которые продавались в принадлежащих
производителям барах и некоторых розничных магазинах. Продажи шли не очень хорошо,
поскольку масса портфелей не достигала критического уровня. Когда один из производителей
добавил в свой пакет напитки под маркой Кока-Кола, расстановка сил резко изменилась
- благодаря критической массе пакет пробился к основным потребителям. В частности,
эта концепция является решением для владельца малоизвестной торговой марки. Если
она входит в портфель крупного дистрибутора, то она скорее всего затеряется в
нем. Однако, если марка обладает критической массой в пакете специализированной
компании-импортера, которая в вою очередь, обладает критической массой в портфеле
дистрибутора, то все складывается удачно. Этот подход с успехом используют многие
компании для работы с региональными рынками. Например, подразделение Хенкель,
продвигающее строительные материалы, при работе с региональными партнерами основываются
именно на оценке доли марки в портфеле оптовика. 5. Создание добавленной
стоимости брэндованной продукции в канале. Каждый представитель каналов
сбыта вносит свой вклад в повышение стоимости продукции. Возможно несколько вариантов
организации работы в каналах, которые используют успешные владельцы торговых марок.
Вот их краткий перечень. - Налаженные потоки информации в каналах - от
поставщика к потребителю и обратно - от потребителя - значительно улучшает "экономику"
отношений производителя и торговых компаний. Специальные программы по обучению
и совместным продажам с дилерами проводятся компанией Mr. Doors, обеспечивая ей
одну из лидирующих позиций на мебельном рынке.
- Постоянное поддержание отношений
с торговыми партнерами или маркетинг отношений практикует HP, выезжая в торговые
точки, консультируя на месте их сотрудников, помогая с мерчандайзингом и расположением
продукции в торговом зале.
- Использование информационных технологий в системе
распределения приводит к формированию тесных отношений между производителем и
оптовым/розничным торговцем. Пример такой совместной можно наблюдать в дилерской
сети компании Эльт, каждый из участников которой пользуется установленным поставщиком
программным обеспечением, позволяющим в присутствие клиента построить трехмерную
модель заказываемой мебели, в режиме он-лайн связаться со складом поставщика и
забронировать необходимые составляющие заказа. Использование подобных систем приводит
не только к уменьшению затрат, но и к более полному удовлетворению потребностей
покупателей.
Подводя итог этой статьи, отметим основные шаги, которые
необходимо сделать для создания эффективной системы распределения владельцам брэндов:
- Отслеживайте тенденции в каналах распределения
- Определяйте функции
торговых посредников и проводите регулярную оценку каналов сбыта
- Используйте
концепцию "критической массы"
- Создавайте дополнительную стоимость Вашей продукции
в каналах.
|
|
|
|
|