Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Менеджмент > Управление персоналом> Поиск и отбор персонала

 

Искусство чтения резюме

Александр Крымов
Источник: kdelo.ru

Резюме - это первая информация, которую мы получаем о соискателе. Многие из нас не очень доверяют резюме и предпочитают встречаться с кандидатами лично. Кто-то считает, что большинство кандидатов просто не умеют составлять «краткую информацию о себе». Кто-то, наоборот, думает, что соискатели стали слишком «подкованными» и присылают резюме, подготовленные профессионалами. Как бы там ни было, абсолютно любое резюме содержит всю необходимую информацию для первичной оценки соискателя...

Удивлены? Да, представьте себе, это так. Резюме может рассказать нам о кандидате гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Вспомните дедуктивный метод Шерлока Холмса, с помощью которого знаменитый сыщик распутывал, казалось бы, неразрешимые ситуации. В чем секрет? В том, чтобы восстановить общую картину на основе исходных данных, не упустив ни одной детали.

Давайте посмотрим, как нужно работать с резюме, чтобы увидеть в нем ответы на такие вопросы: насколько правдива информация, представленная в резюме? стоит или не стоит приглашать кандидата на собеседование? какие вопросы ему задать на интервью? Научившись анализировать информацию, которую сообщает о себе соискатель, можно значительно сэкономить время на проведении собеседований и упростить свою работу по подбору сотрудников.

Недостатки стандартного подхода

Как правило, рекрутеры отсеивают кандидатов по так называемым минус-признакам, то есть по несоответствию кандидата определенным формальным критериям. Минус-признаки бывают объективными и субъективными. К объективным минус-признакам относится прямое несоответствие данных из резюме требованиям к вакансии. Например, нужен технолог пищевого производства с большим опытом работы, а соискатель - еще неоперившийся выпускник вуза или вы ищите менеджера по продажам офисной мебели, а вам попалось резюме офис-менеджера.

К субъективным минус-признакам относятся стереотипы, которые на самом деле не являются препятствием к тому, чтобы соискатель занял вакантную должность. Источником таких стереотипов бывает жизненный опыт или даже предрассудки HR-а. Например, некоторые рекрутеры считают, что специалист с техническим образованием думает только о машинах и не может работать с людьми, а главным бухгалтером может быть только женщина.

Сужая круг соискателей на основании минус-признаков, мы рискуем отказать в приеме на работу подходящему кандидату. Объективное несоответствие кандидата заявленным требованиям принимать во внимание, безусловно, нужно. Однако при работе с резюме делать выводы только на основе минус-признаков далеко не достаточно.

На схеме представлен более эффективный алгоритм работы с резюме. Остановимся подробно на каждом этапе.

Технология первичного отсева кандидатов

Очень часто перед рекрутером появляется целая гора резюме, которые надо просмотреть. И, как всегда, резюме много, а времени мало. Чтобы уделить внимание только тем резюме, которые действительно этого заслуживают, попробуйте такой способ.

Возьмите всю пачку резюме, которые надо изучить. Бегло (примерно по 20- 30 секунд на каждое) просмотрите их все. Обязательно с начала до конца, то есть «сверху вниз». Просмотрев резюме, отнесите его к одной из трех категорий:

  • явно непригодные (по объективным минус-признакам);
  • сомнительные (с небольшим количеством объективных минус-признаков);
  • вроде бы пригодные (по отсутствию как объективных, так и субъективных минус-признаков).

    После этого тщательно разберите последнюю группу. Если не наберете достаточного числа кандидатов, достойных приглашения на собеседование, то обратитесь ко второй, сомнительной группе. К явно непригодным резюме, как правило, возвращаться уже не приходится.

    Методика восстановления жизненного пути

    Чтобы выбрать кандидатуры для приглашения на интервью из числа «вроде бы пригодных», необходимо проанализировать текст резюме, чтобы не терять времени на очередную «пустышку». Внимательно просмотрите резюме, начиная с конца, то есть «снизу вверх», в том порядке, в котором соискатель проживал свою жизнь (по правилам составления резюме сведения указываются от более позднего периода к более раннему).

    Прорисуйте цепь событий и подумайте, почему и как человек выбирал себе те или иные места работы, чему учился, как «взлетал» и «падал»... Постарайтесь на основе представленной информации восстановить жизненный путь человека и вытащить из шаблонного текста на первый взгляд незаметные, но очень важные сведения о личности, мотивах, деловых качествах соискателя.

    Какие же факты для оценки пригодности соискателя к работе в вашей компании можно почерпнуть из жизненного пути?

    Например, по переходам кандидата с одного места работы на другое можно судить о его профессиональной успешности. Так, если соискатель упорно продвигается вверх по карьерной лестнице и каждая следующая должность (уровень ответственности, количество подчиненных) выше предыдущей, он будет гораздо успешнее, чем кандидат, поменявший 3-4 места работы и везде работавший примерно на одних позициях.

    О нацеленности на карьеру и развитие будет свидетельствовать выбор сложного вуза и специальности. Важно отметить, проходил ли он какие-нибудь курсы или семинары по профилю своей основной деятельности. А вот если у соискателя десяток свидетельств о подготовке в различных областях (от бухгалтера до народного целителя), это будет говорить о том, что он слишком «разбразывается» и не склонен к развитию в своей профессии.

    И, наконец, ожидания соискателя по уровню заработной платы покажут, насколько адекватна самооценка кандидата. Плохо выглядят как завышенные суммы (особенно если соискатель представляется слишком молодым или недостаточно опытным), так и заниженные. Здесь срабатывает известный эффект «оценки качества через цену»: дешево хорошо не бывает.

    Контент-анализ, или Читаем между строк

    Что не сказал кандидат? Резюме, даже сухое и шаблонное, может дать нам немало информации не только о фактах биографии, но и о психологических особенностях соискателя. Речь идет вовсе не о тех «личностных качествах», которые попадаются в конце некоторых резюме: «коммуникабельный, обучаемый, работоспособный...». Этот список не говорит ни о чем, кроме стремления соискателя соответствовать запросам работодателя. Мы говорим о той информации, которую соискатель вовсе не собирался о себе сообщать, но которая прочитывается между строк резюме. Иногда особое значение имеет вовсе не то, что соискатель сказал о себе, а наоборот, чего он не сказал.

    Пример

    Резюме женщины - претендента на должность регионального торгового представителя известной международной медицинской фирмы:

    Образование: 1992-1998 гг. Славский государственный медицинский университет, г. Славск, лечебный факультет. Специальность - лечебное дело.

    Профессиональный опыт

    -настоящее время - врач-инфекционист медицинского диагностического центра филиала ФГУП НПО «Макроген» МЗ РФ в г. Славск

    - -2003-2005 гг. - ассистент кафедры инфекционных болезней ФПК и ППС СлГМУ

    -1999-2003 гг. - старший лаборант кафедры инфекционных болезней ФПК и ППС СлГМУ

    Квалификация:

    -январь-май 2000 г. - общее усовершенствование по циклу «Инфекционные болезни», кафедра инфекционных болезней ФПК и ППС СлГМУ

    -1998-1999 гг. - интернатура по специальности «терапия» на кафедре терапии ФПК и ППС СлГМУ.

    В приведенном резюме нет ни слова о том, какие знания, навыки, опыт, личные качества, связи и т. п. говорят о потенциальной пригодности соискателя к работе в качестве торгового представителя. Ясно, что человек неопытен в составлении резюме, и перед нами - просто послужной список. Кандидат никак не попытался продать себя. Создается впечатление, что человек претендует на очередную должность в клинике или медицинском институте. И вряд ли стоит ожидать скрытых способностей от человека, который никак их не проявил. Казалось бы, пустяк, мелочь. Но в профессии рекрутера нет ничего важнее таких мелочей.

    Какие слова использует соискатель. От человека, желающего устроиться на работу, логично ожидать стремления «показать товар лицом», рассказать в резюме нечто такое, что сделает его привлекательным в глазах работодателя. В большинстве случаев соискатель говорит о том, что считает в себе ценным сам, какие достижения он считает значимыми. Проанализируйте содержание резюме, посмотрите, какие слова выбирает соискатель, рассказывая о себе, посчитайте, сколько процентов ключевых слов соответствуют тем критериям, которые вы определили для своей вакансии.

    Пример

    Цитата из резюме претендента на должность директора завода:

    Опыт работы:

    Деревообрабатывающий завод, генеральный директор

    -Крупносерийное производство дверей, облицованных шпоном ценных пород дерева (до 14 000 шт. в месяц) и оконных систем по скандинавской и немецкой (евроокно) технологиям (до 3000 м2 в месяц), производство мебели. Руководство предприятием в целом, стратегическое и тактическое планирование, утверждение бюджетов и контроль их исполнения, взаимодействие с государственными и административными органами. Осуществление проекта глубокой модернизации завода в 2004 г. - установка и запуск автоматизированной линии Cefla (Италия) окраски дверных полотен, станков плоского шлифования дверных полотен Veber (Германия), станков фрезерования криволинейных элементов рамки дверных полотен GoodWin (Германия), комплекса сушильных камер Muehlboeck (Vanicek) 4x80м3, разработка и запуск в производство нового модельного ряда дверей (модерн).

    В резюме развернуто, детально рассказано о том, что касается производства (около 75 процентов текста) и лишь в общих чертах об управленческих компетенциях. Обратите внимание, с какими подробностями описаны станки и оборудование и насколько штампованно описание управленческой деятельности. Очевидно: перед нами - увлеченный «технарь», который будет гораздо лучше смотреться на должности главного инженера, чем генерального директора предприятия.

    Резюме кандидатов

    Резюме 1 Резюме 2

    ...

    Опыт работы:

    ООО «Пряжский мясоперерабатывающий завод», исполнительный директор

    -Организовал выпуск продукции с нуля до $¬1 млн. Разработал проект, заказал высокопроизводительное технологическое оборудование ведущих зарубежных фирм, организовал монтаж, пуско-наладочные работы и ввод его в эксплуатацию. Опыт работы с проектными, подрядными и субподрядными строительно-монтажными организациями при проектировании и строительстве нового цеха с тремя консервными линиями проектной мощностью 45 000 банок в смену. Вывел предприятие из периферийного в лучший мясоперерабатывающий завод в области

    ...

    ...

    Опыт работы:

    «Италика» (продажа мебели), директор по продажам

  • Организационное проектирование отдела продаж
  • Построение эффективной структуры отдела продаж
  • Разработка и реализация стратегии продаж
  • Разработка стратегии компании на рынке
  • Реорганизация бизнес-процессов в структурах компании
  • Оптимизация структуры компании
  • Разработка системы обучения и мотивации персонала
  • Оценка и контроль деятельности персонала
  • ...

    Берегитесь пиарщиков! Каждому рекрутеру хорошо знакомы так называемые самопиарщики, то есть соискатели, которые умеют себя подать, что далеко не всегда соответствует их истинным деловым качествам. Резюме пиарщика объемно (как минимум пара страниц), а текст в основном состоит из перечисления многочисленных обязанностей и достижений. Его главное оружие - знание «правильных» слов и выражений и умение подстроиться под запросы потенциального работодателя. Сравним отрывки из двух резюме, посвященные последним местам работы соискателей (см. выше).

    Чем отличаются эти два резюме? Посмотрим внимательнее, используя технику контент-анализа.

    Возьмем такую единицу анализа, как проверяемые показатели. То есть факты и цифры, которые можно проверить через другие источники, например в процессе интервью или обратившись к рекомендателям кандидата. В резюме 1 мы находим их минимум шесть: «выпуск продукции... до $¬1 млн», «разработал проект», «организовал монтаж, пуско-наладочные работы и ввод в эксплуатацию», «цеха... мощностью 45 000 банок в смену» и т. д. Во втором резюме мы не встречаем таких показателей вообще. Попробуйте проверить, например, занимался ли соискатель «реорганизацией бизнес-процессов в структурах компании» и к чему это привело?

    Далее обратим внимание на грамматику. В резюме 1 мы видим преимущественно глаголы первого лица единственного числа прошедшего времени совершенной формы: «организовал», «провел», «разработал», «вывел». Резюме 2, напротив, полностью состоит из отглагольных существительных: «работа», «разработка», «построение». Речь идет не о достигнутых результатах, а о неких процессах с непонятными началом и концом.

    После того как мы проанализировали резюме кандидатов, мы можем уже с большей долей уверенности предположить, кто более других соответствует требованиям, предъявляемым к открытой вакансии, и кого стоит пригласить на собеседование. Составьте список вопросов, которые необходимо выяснить или уточнить на интервью. А о том, как выстроить тактику собеседования, как общаться с соискателем, сколько времени отвести на беседу, а также как выявлять ложь кандидата, мы расскажем в следующих номерах.

    ---------------------

    Предложение авторам статей и книг

     

       

     

     

    О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
     
        Реклама на BizEducation   Rambler's Top100