Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Менеджмент > Управление персоналом> Поиск и отбор персонала

 

Капитан команды или как подбирать руководителя

Ольга Павлова
Источник: hr-portal.ru

Передача управления своей компанией наемному менеджеру – всегда риск: через какое-то время можно обнаружить на месте некогда процветающей фирмы одни руины. Поэтому найти хорошего генерального или исполнительного директора зачастую не проще, чем поставить на ноги сам бизнес


КАДРОВАЯ ЗАЯВКА НА ВАКАНСИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДИРЕКТОРА

Специальные компетенции (знания и навыки, связанные со спецификой должности)

  • Навыки управления людьми
  • Навыки анализа эффективности процессов и навыки управления сложными процессами
  • Финансовое планирование и анализ (на уровне контроля финансового отдела компании)
  • Навыки стратегического планирования
  • Знание маркетинга, навыки маркетингового анализа и планирования
  • Навыки ведения переговоров на высоком уровне
  • Навыки разрешения проблем в сложных и конфликтных ситуациях
  • Навыки построения и оптимизации организационных структур
  • Навыки подбора и оценки менеджеров высшего звена

    Общие компетенции (индивидуально-личностные характеристики)

  • Ориентация на результат
  • Глобальность мышления
  • Умение легко работать в условиях многозадачности
  • Позитивное отношение к людям
  • Креативность
  • Амбициозность
  • Лидерские качества
  • Харизма (сочетание энергетики и обаяния)
  • Склонность к аналитике
  • Стрессоустойчивость
  • Способность быстро воспринимать и анализировать новую информацию
  • Умение отстаивать свою точку зрения
  • Смешанная референция (умение учитывать как собственное, так и чужое мнение)
  • Лояльность
  • Ответственность

    Подготовила директор по персоналу компании Johnson & Johnson Russia Светлана Иванова.

    КАК ОЦЕНИТЬ ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕТЕНДЕНТА? ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ



    Общие компетенции


    Проверочный вопрос


    Желательный ответ


    Ориентация на результат



    «Что является основным критерием успешной работы директора компании?»

    В ответе претендента должны прозвучать критерии, связанные c итогами, результатами работы: финансовые показатели, выполнение бизнес-плана и тому подобное.


    Умение легко работать в условиях многозадачности




    «Какое количество задач одновременно вам приходится держать под контролем? Назовите их».


    Кандидат должен назвать не менее 5-7 задач, которые должны быть достаточно масштабными (например, составление бизнес-плана, определение стратегии развития организации, управление топ-менеджментом и пр.).


    Позитивное отношение к людям




    «Что вы можете сказать о тех коллективах, в которых работали?»


    В ответе должны преобладать позитивные оценки.


    Креативность




    «Предложите как можно больше решений такой задачи. Клиентами вашей компании могут быть все 100% целевой аудитории. Какими способами можно в такой ситуации поднять объем продаж в денежном выражении?»


    «Можно выйти на новые местные рынки; перепозиционировать продукцию так, чтобы она заинтересовала более широкий круг потребителей; поднять цену вместе с предложением дополнительных возможностей и услуг; заменить дешевый ассортимент более дорогим и так далее. Таким образом, сформируется дополнительная целевая группа потребителей товара».


    Амбициозность




    «Как вы считаете, на какую высоту должен поднимать руководитель планку своих целей: ближе к пределу возможностей или ближе к средней норме?»


    «Ближе к пределу возможностей».


    Лидерские качества




    «Большинство участников совещания занимает позицию, которую вы считаете неправильной. Участники совещания равны вам или выше вас по уровню полномочий. Ваши действия?»


    «Постараюсь переубедить их, обосновать свою позицию, повлиять на то, чтобы было принято правильное решение».


    Харизма (сочетание энергетики и обаяния)




    В этом случае задавать проверочные вопросы бессмысленно. Нужно просто наблюдать за собеседником.


    Вы сами почувствуете: или эти качества есть, или их нет.


    Склонность к аналитике


    «Опишите свои действия в ситуации, когда вашей компании предстоит выводить на рынок новую продуктовую группу».


    В ответе претендента должны присутствовать выражения типа «проанализирую, сделаю, рассмотрю, составлю план» и пр.


    Стрессоустойчивость



    «Вы должны провести очень важную презентацию. Машина, которая везет раздаточный материал, приготовленный специально к этому мероприятию, попала в аварию и сильно задерживается. Приведите за две минуты как можно больше вариантов решения данной проблемы».


    Кандидат должен быстро озвучить не менее 3-4 вариантов выхода из сложившейся ситуации.


    Способность быстро воспринимать и анализировать новую информацию



    Кандидату нужно предложить сводку финансовых или рыночных показателей условной компании и попросить проанализировать ее.


    Претендент должен как можно быстрее оценить информацию и дать ответ.


    Умение отстаивать свою точку зрения



    «Вы считаете диверсификацию оптимальной стратегией развития компании, а учредители с вами не согласны. Ваши действия?»



    «Буду их убеждать и доказывать свою точку зрения».



    Смешанная референция (умение учитывать как собственное, так и чужое мнение)



    «Перед вами стоит задача: оценить, насколько удачным получился план развития компании на год. Что будет для вас критерием хорошего плана?»



    «Сделаю вывод на основе объективных показателей (например, сравню запланированные цифры с итоговой статистикой прошлого года). Кроме того, план должен нравиться мне самому».


    Лояльность



    «Вы могли бы назвать основные недостатки руководителей компании, в которой раньше работали?»


    «Я бы не хотел обсуждать недостатки моих прежних руководителей».


    Ответственность


    «Были ли в вашей карьере провалы, недостигнутые цели? Чем они были вызваны?»


    Кандидат должен признаться в каких-либо просчетах со своей стороны и объяснить их. Причинами должны быть как объективные обстоятельства, так субъективные, то есть связанные с собственными ошибками или недостаточной продуманностью действий.


    КАК ОЦЕНИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕТЕНДЕНТА? ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ


    Специальные компетенции


    Проверочный вопрос


    Желательный ответ


    Навыки управления людьми



    «Представьте себе, что один из ваших потенциальных подчиненных – человек, работавший раньше на должности, аналогичной вашей. Чем может быть вызван его переход из одной компании в другую? И каковы будут ваши действия?»


    «Такой переход может быть вызван как положительными моментами (переход в более крупную компанию, желание проявить себя в новом бизнесе), так и отрицательными моментами (не справился с работой, недостаточно квалифицирован).

    В первой ситуации стоит дать человеку возможность максимально проявить себя, наделить большими полномочиями и сделать его формальным лидером, чтобы избежать борьбы с ним за неформальное лидерство. Во второй ситуации человека просто не стоит брать на работу».


    Навыки анализа эффективности процессов и навыки управления сложными процессами



    «Назовите основные преимущества работы через дистрибьюторов и приведите примеры товаров (рынков, условий), где подобная система работы является оптимальной».


    «Основные преимущества работы через дистрибьюторов следующие:

    – увеличение охвата территории без значительных вложений;

    – снижение риска за счет отсутствия больших инвестиций в собственные каналы сбыта;

    – отсутствие необходимости в прямом управлении большой командой продающего персонала (этим занимается дистрибьютор);

    – снижение налогооблагаемой базы».


    Финансовое планирование и анализ (на уровне контроля финансового отдела компании)



    «Вам необходимо улучшить состояние cashflow (денежного потока) торговой организации. На какие бизнес-показатели вы постараетесь повлиять в первую очередь?»


    «Основной показатель в этом случае – инвентори (складской запас, находящийся без движения), а также показатели, связанные с проплатами клиентов по товарным кредитам».


    Навыки стратегического планирования


    «Опишите основные возможности и риски при создании в компании нескольких центров прибыли (подразделений с самостоятельными бюджетами)».


    «Возможности:

    – высокий уровень ответственности руководителей подразделений и, как следствие, более квалифицированное и эффективное планирование;

    – снижение рисков, связанных с единым бюджетированием: более сильные отделы могут поддержать более слабые в случае необходимости.

    Риски:

    – такая структура менее управляема;

    – могут быть проблемы с разграничением полномочий между руководителями центров прибыли и топ-менеджерами компании;

    – будет сложнее согласовывать решения на разных уровнях компании».


    Знание маркетинга, навыки маркетингового анализа и планирования


    «На каком этапе жизненного цикла продукта имеет смысл продавать продукцию по себестоимости? Обоснуйте свое решение».


    «Это может быть целесообразно на стадии агрессивного выхода на рынок с целью захвата доли рынка и формирования спроса, а также в диаметрально противоположной ситуации – при необходимости быстрого вывода с рынка «умирающего» товара».


    Навыки ведения переговоров на высоком уровне



    «С клиентами и партнерами какого уровня вам прежде в основном приходилось вести переговоры?»


    Кандидат должен назвать управленческий уровень: директоров компаний, чиновников высокого ранга и пр.


    Навыки разрешения проблем в сложных и конфликтных ситуациях



    «Представьте ситуацию: ценный для компании сотрудник явно демотивирован из-за отсутствия карьерного роста, так как в компании нет свободных вакансий. Однако вы не хотите потерять сотрудника. Предложите как можно больше способов выхода из этой ситуации».


    «Сотруднику можно предложить горизонтальную ротацию, дополнительное обучение, участие в каком-нибудь проекте, можно повысить его статус без вертикального роста. А если подходящие вакансии могут появиться в будущем, стоит оговорить с ним сроки возможного карьерного роста».


    Навыки построения и оптимизации организационных структур



    «Какое оптимально и максимально допустимое количество человек может находиться у руководителя коммерческой организации в прямом подчинении (норма управляемости персонала)»?



    «Что такое матричная структура? Какой основной принцип ее построения?»


    «Наиболее эффективного результата руководитель может добиться, если у него в прямом подчинении находится 5-9 человек».

    «Матричная структура предполагает возможность подчинения одного сотрудника двум руководителям: функциональному и линейному. Например, финансовый директор подразделения холдинга подчиняется генеральному директору своего предприятия (линейное подчинение) и финансовому директору всего холдинга (функциональное подчинение)».


    Навыки подбора и оценки менеджеров высшего звена



    «Два кандидата в ходе конкурса показали одинаковый уровень профессиональных навыков, сопоставимый опыт и знания. По каким критериям вы выберете сотрудника?»

    «Основной критерий в данном случае – это соответствие кандидата корпоративной культуре и ценностям организации».


    Таблицы подготовила директор по персоналу компании Johnson & Johnson Светлана Иванова ---------------------

    Предложение авторам статей и книг

     

       

     

     

    О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
     
        Реклама на BizEducation   Rambler's Top100